Православный взгляд на психиатрию

Опубликованная на Русской линии, статья "Покаяние и психоанализ", вызвала некоторые негативные отзывы читателей. В письмах содержался вопрос: "Что же вы совсем отрицаете значение психотерапии? И считаете, что больным людям может помочь только церковь?"

И я вспомнила разговор многолетней давности, когда я сама задавала такие же вопросы приснопоминаемому архимандриту Иннокентию (Просвирнину), - и как он мне рассказал о замечательном верующем враче-психиатре, который помогает, как тогда сказал батюшка: "Справляться с душевными болезнями, исходя не из материалистического взгляда на душу, а на основе работ святых отцов и, прежде всего, наиболее приближенного к нам по времени, святителя Феофана Затворника. Дмитрий Евгеньевич написал книгу на эту тему. Фрагменты ее удалось (без имени автора) опубликовать в одном из томов "Настольной книги священнослужителя" (отец Иннокентий руководил в те годы издательским отделом Патриархии). Жалко, что пока всю книгу опубликовать нет возможности".

И вот, наконец, в этом году книга Д.Е.Мелехова, о которой говорил отец Иннокентий, увидела свет, - в ней и содержатся ответы на те вопросы, которые я когда-то задавала батюшке, а теперь задают читатели.

Общая позиция православного врача по отношению к больному, к болезни и вообще к болезненным проявлениям, которые могут наблюдаться почти у каждого человека, полностью противоположна той, что мы находим у психоаналитиков. Их установка - болезнь нечто чуждое, обусловленное внешними причинами, ты сам в ней нисколько не виноват, да и вообще категории вины и ответственности по отношению к болезненному состоянию души быть не должно. Это всегда вредит. Потому что главное - это вернуть человеку простые радости жизни, и ничего более.

Мелехов же, опираясь на Святых Отцов, говорит о том, что "если больной является верующим христианином, сознающим не только социальную и моральную, но и духовную ответственность за свои поступки, то он принесет покаяние, даже за поступки совершенные в бессознательном состоянии. Это будет выражением и доказательством правильной, самокритичной оценки своего поведения и сознания того, что "извнутрь, из сердца человеческого" (а значит и из области подсознания) исходят злые помыслы, и они оскверняют человека даже в состоянии сна и беспамятства".

Мелехов, в отличие от психоаналитиков, строит свою систему помощи больному человеку, развивая в нем критическое самосознание (и в этом подходе нет схематизма: если человек склонен к депрессии, надо показать ему светлые стороны его жизни, за которые он должен благодарить, а не унывать; если же человек, наоборот склонен к мании величия, к повышенной возбудимости, нужно, наоборот его посмирять).

Издатели книги Мелехова недаром дали ей название "Душа моя - храм разоренный. Что разделяет человека и Бога", тем самым справедливо раздвинув аудиторию ее адресатов. Не только люди с диагнозом нуждаются в исцелении души, а все мы без исключения, постольку, поскольку бываем подвержены страстям и грехам. Потому что, по сути дела, здоровых людей, действительно, вообще нет. По настоящему здоровыми можно назвать только святых.

Мелехов, признавая, что причинами заболеваний могут быть и соматические изъяны (вследствие травм или опухолей головного мозга), и пережитая стрессовая ситуация, и наследственность, однако вслед за святыми отцами утверждает - корень душевной болезни питается от какого-либо греха. Потому по-настоящему исцелиться может только тот человек, который наряду с врачебной помощью, пользуется помощью духовника, и, который приносит покаяние. Причем покаяние, не как унылое настроение или дурное самоуничижение, а как труд.

"Весь подвижнический опыт", - пишет Мелехов, - "говорит о том, что изменять свой характер, аффекты, страсти и пристрастия можно только длительной и упорной работой над собой, системой аскетических приемов, влияющих, как на психику, так и на соматику, как на душу, так и на тело". И дальше (хотя книга была написана в 1970-е годы) мы находим ответ на позицию наших популярных психоаналитиков: "Всякая мысль о произвольности и легкости изменения своей природной организации признается неосновательной, продиктованной только отсутствием духовного опыта. Епископ Феофан Затворник в своих письмах и в книге "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" дает точное описание необходимых мер воздействия на душу и тело в процессе духовного роста и показывает, что необходима продуманная организация жизни и сферы, в которой мы живем, выбор людей, предметов, картин, мелодий, образов, окружающих нас повседневно. Надо соблюдать этот выбор, если мы желаем изменить свою психофизическую организацию в соответствии с требованиями духовной жизни".

Важнейшее отличие позиции православного психиатра от позиции атеиста (хотя при этом верующий врач может признавать и необходимость медикаментозного лечения и, в некоторых случаях, даже применения электрошока, и других болезненных медицинских процедур) в том, что он верит в трехсоставность человека - человек состоит из тела, души и духа.

В практике своей верующие врачи-психиатры наблюдали такие явления, которые никак не объясняются материалистически. Например, как объяснить отсутствие параллелизма между тяжестью болезни мозга и психическими нарушениями? Существуют тяжелые психозы при умеренно выраженной патологии ткани мозга, и есть тяжелые соматические мозговые поражения при умеренно выраженных поражениях психики и даже при ясном сознании и здоровье до самой смерти.

Как объяснить гениальность писателей, страдавших серьезными психическими расстройствами? Как объяснить, что при одинаковой больной психической наследственности в одной семье кто-то из детей несет на себе ее тяжесть, а другие нет?

Как объяснить выздоровление, которое наступает без длительного применения психотропных препаратов и наоборот, усиление болезни при "чрезмерном лечении"?

"Христианский подход не заменяет, не подменяет медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает", - пишет Мелехов. А в предисловии к книге сказано (об этом же мне говорил и архимандрит Иннокентий): "Многие священники посылали к нему, крупнейшему советскому психиатру и глубоко верующему человеку, для консультации и лечения своих духовных детей". И далее: "К каждому человеку он испытывал уважение, в каком бы искаженном облике тот не представал перед ним, - в каждом он видел образ Божий".

Свидетельство этого мы находим в книге - в рассказе о болезни Ф.М.Достоевского. В отличие от западных психоаналитиков, рассматривающих творчество Достоевского, как следствие его болезни, русский православный психиатр утверждает: Достоевский творил не благодаря, а вопреки своей болезни. "На примере писателя выявилось в полной мере значение борьбы за сохранение критического отношения к болезни, духовного ядра личности и глубины покаяния. Пока у больного это сохраняется, можно говорить о духовном здоровье, даже при наличии душевной болезни, если она не мешает сохранять признаки "духа в человеке" (по еп.Феофану): Жажда Бога, стремление к Нему; благоговение и страх Божий; совесть, приводящая человека к покаянию.

При этих условиях болезнь душевная, даже и врываясь в область духовных переживаний, может сохранить от ложной мистики, от бреда, от прелести".

Подтверждением этого вывода Д.Е.Мелехова о том, что духовная борьба (или молитва, и покаяние, приобщение к Таинствам) могут выправить душевную жизнь, смягчить или даже устранить ее болезненные проявления служит уникальный документ, опубликованный в качестве приложения к труду ученого психиатра. Это исповедальные воспоминания женщины, которые можно назвать историей болезни. Прекрасно написанный текст, принадлежащий литератору-переводчице, образно рисует болезнь, как следствие греха - родительского (отец и мать были двоюродными братом и сестрой) и личного (чрезвычайной, с раннего детства дико проявляемой, гордыни). Так же ярко описывается и приход к вере, а через это понимание того, что "душа пластична и ее можно творчески переработать", описано и исцеление от болезни через покаяние и молитву (после длительных курсов лечения в психиатрических клиниках, которые давали облегчение лишь ненадолго).

Кончается эта утешительная исповедь словами: "Спасение в вере, в любви к людям, и в творчестве... В этих руслах находят выход силы души, не застаиваясь в болотах. Бог даст возрастания - верю! Путь мой - от душевной тоски к радости духовной".

Страждущей душе встретился верующий хороший доктор и чуткий духовник, и она расправила крылья. Так и по отношению к каждой душе - все индивидуально. Важно, кто встретится тебе в твоем тяжелом, болезненном душевном состоянии. Не вообще психиатрия (даже с элементами психоанализа) плоха, важно, кто ею владеет - от этого зависят результаты. Так же, как и не каждый священник может понять больную душу и помочь ей, и здесь важен опыт, сострадательность, любовь к человеку.

Одно несомненно никогда не повредит, - об этом говорилось и в предыдущей статье - "Покаяние и психоанализ", повторим и сейчас: не повредит смиренное прошение: "Прииди и исцели немощи наши", не повредит крик о помощи: "Господи, спаси мя!", не повредит исповедание своего греха: "Господи, помилуй мя, грешного".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Людмила Ильюнина:
Вечная память
Людмила Ильюнина об отошедшем ко Господу в канун Пасхи протоиерее Игоре Мазуре
04.05.2016
Когда поет душа
Беседа о творчестве и строительстве храма
21.11.2013
Новые чудеса от мощей преподобного Александра Свирского
Свидетельства насельника монастыря
12.08.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Полтораки
04.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Советский недобиток
05.12.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019