...Великорецкий крестный ход, о котором знает весь мир, проходит под омофором Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) с 3 по 8 июня. И уже не первое столетие - праздник на реке Великой совершается 6 июня.
В 2000 году этот праздник был особенным - впервые служили службу Великорецкому образу святителя Николая.
История ее обретения такова. Рукопись со службой свт. Николаю хранилась в "Вятском собрании N66" в библиотеке Российской Академии наук (БАН) в Санкт-Петербурге (есть списки и в других архивах). В свое время служба принадлежала Вятскому Свято-Троицкому кафедральному собору (где, к слову, до сноса храма и находилась сама Великорецкая икона). В 1970 году археографическая экспедиция БАН обнаружила и приобрела рукопись для своих фондов.
Узнав о таком сокровище из публикации магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова), вятские православные краеведы отправились в Петербург, скопировали службу в академической библиотеке, переправили на родину, и самое главное - подготовили для служения. И вот, по благословению архиепископа (ныне - митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа, с 2000 года ее действительно ежегодно стали служить на Великой.
Но на этом история не окончилась. В "Вятском собрании N66" под одной обложкой со службой Великорецкому образу находится еще одна рукописная служба - Рождеству святителя Николая Мирликийского. Об этом о.Макарий (Веретенников) пишет в предисловии к публикации "Сказания о чудотворном Великорецком образе святителя Николая": "Кроме известных летней и зимней памятей святителя Николая на Вятке творились также две летних памяти святителя Николая: Служба Великорецкому чудотворному образу и Рождеству святителя".[1]
Замечу: не только на Вятке. Так, в известной книге "Житие и чудеса св.Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России" подчеркивается, что "во многих местах Руси праздновалось еще рождество <...> Святителя; праздник этот отмечался в месяцесловах (под разными числами - 23 и 24 августа, в 1621 г. - 29 июля, 27 июня) <...>; памяти его посвящались храмы и обители. "Лета 7064 (1556), - читаем мы в Новгородской летописи, - поставлен бысть монастырь на Розваже улици, Николая чудотворца рождение, церковь каменную".[2]
Известно, что именно 29 июля 1555 года, в праздник Рождества свт. Николая, митрополит Макарий освятил на Красной площади Покровский храм (храм Василия Блаженного).[3]
Авторы книги "Житие и чудеса свят.Николая..." также ссылаются на три рукописи, содержащих три службы. Первая служба относится к 9/22 мая (и посвящена перенесению мощей святителя), вторая служба - к 24 мая/6 июня (посвящена Великорецкому образу), третья - к 29 июля/11 августа (Рождеству Святителя). Первые две службы относятся к концу 17-го - середины 18-го вв. (в одной чудеса от Великорецкого образа заканчиваются в 1695 г., а во второй - в 1711 г.).
Причем, отмечается, что в Московской синодальной библиотеке хранилась еще более древняя рукопись со службами. В ней чудеса от Великорецкого образа заканчивались 1648 г., что позволяет говорить о древности служб как Великорецкому образу, так и Рождеству святителя Николая.[4]
Но вот беда: в наше время празднование Рождества свт. Николая как бы ушло в тень и не является повсеместным (и это при искренней огромной любви русского народа к Мирликийскому чудотворцу! Парадокс, и только!). Некоторые, даже из духовенства, относятся к нему скептически: "Это еще что за праздник?" А я думаю: великий праздник, и он должен к нам вернуться! Почему? Прежде всего потому, что празднование Рождеству Святителя можно найти в Минеях (то есть в книгах, по которым строится весь православный богослужебный круг).
Да и в современной православной жизни, слава Богу, не иссякло почитание Рождества Святителя. Так, например, 29 июля / 11 августа 1991 года, в день Рождества Святителя Николая, епископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма Высоцкого мужского монастыря в г.Серпухове.[5]
В украинском городе Измаиле в часовне во имя Великорецкого образа свт. Николая служат литургию и совершают крестный ход именно в честь Рождества свт. Николая.[6]
Очень радостно было увидеть на страницах православного календаря, изданного Московской Патриархией, что Николай Чудотворец почитается в Соборе Тульских святых, причем помимо майской и декабрьской дат есть и 29 июля ст. стиля.[7]
Службу Рождеству святителя Николая также, как и службу Великорецкому образу, вятчане скопировали, переправили на родину и подготовили к богослужебному применению. Хочется надеяться, что, как и прежде, дата 29 июля / 11 августа войдет в календари Вятской земли.
К слову, тогда будут сняты вопросы, почему православные чтут день рождения Государя-мученика Николая II? В Вятке 19 мая в день рождения императора Николая Александровича уже несколько лет проходит крестный ход. Ведь Государь, как говорится в акафисте святым Царственным мученикам, "святителя Николая соимените". И если мы празднуем рождество свт. Николая, почему не можем почтить рождество нашего Царя?
А.В.Маркелов г.Киров (Вятка), специально для Русской линии
Сноски:
1. Журнал "Вятка". 1998, N2. С.6.
2. Житие и чудеса св.Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Репринт. СПб., 1994. С.670.
3. Там же. С.430.
4. Там же. С.687.
5. Высоцкий мужской монастырь (http://www.serpukhov.su/vysot/vys_hist.htm).
6. Довгаль М. Великорецкий образ и день рождения свят. Николая // Вера. 2003, N24 (электронный вариант по адресу (http://vera.mrezha.ru/453/5.htm).
7. Православный церковный календарь на 2003 год. М., 2002. С.111.