Этот праздник должен вернуться!

11 августа - Рождество Свт. Николая Чудотворца

Неожиданная кончина 10 августа главы Старообрядческой церкви - митрополита Андриана - во время старообрядческого крестного хода на реку Великую помимо человеческой скорби должна вызвать и другие чувства и мысли. Во-первых, митрополит Андриан почил во время крестного хода к святыне (и такую смерть, как и смерть на Пасху, каждому христианину можно только желать). А, во-вторых, мы снова должны обратить свое внимание, что крестный ход старообрядцев посвящен именно Рождеству свят. Николая.

...Великорецкий крестный ход, о котором знает весь мир, проходит под омофором Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) с 3 по 8 июня. И уже не первое столетие - праздник на реке Великой совершается 6 июня.

В 2000 году этот праздник был особенным - впервые служили службу Великорецкому образу святителя Николая.

История ее обретения такова. Рукопись со службой свт. Николаю хранилась в "Вятском собрании N66" в библиотеке Российской Академии наук (БАН) в Санкт-Петербурге (есть списки и в других архивах). В свое время служба принадлежала Вятскому Свято-Троицкому кафедральному собору (где, к слову, до сноса храма и находилась сама Великорецкая икона). В 1970 году археографическая экспедиция БАН обнаружила и приобрела рукопись для своих фондов.

Узнав о таком сокровище из публикации магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова), вятские православные краеведы отправились в Петербург, скопировали службу в академической библиотеке, переправили на родину, и самое главное - подготовили для служения. И вот, по благословению архиепископа (ныне - митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа, с 2000 года ее действительно ежегодно стали служить на Великой.

Но на этом история не окончилась. В "Вятском собрании N66" под одной обложкой со службой Великорецкому образу находится еще одна рукописная служба - Рождеству святителя Николая Мирликийского. Об этом о.Макарий (Веретенников) пишет в предисловии к публикации "Сказания о чудотворном Великорецком образе святителя Николая": "Кроме известных летней и зимней памятей святителя Николая на Вятке творились также две летних памяти святителя Николая: Служба Великорецкому чудотворному образу и Рождеству святителя".[1]

Замечу: не только на Вятке. Так, в известной книге "Житие и чудеса св.Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России" подчеркивается, что "во многих местах Руси праздновалось еще рождество <...> Святителя; праздник этот отмечался в месяцесловах (под разными числами - 23 и 24 августа, в 1621 г. - 29 июля, 27 июня) <...>; памяти его посвящались храмы и обители. "Лета 7064 (1556), - читаем мы в Новгородской летописи, - поставлен бысть монастырь на Розваже улици, Николая чудотворца рождение, церковь каменную".[2]

Известно, что именно 29 июля 1555 года, в праздник Рождества свт. Николая, митрополит Макарий освятил на Красной площади Покровский храм (храм Василия Блаженного).[3]

Авторы книги "Житие и чудеса свят.Николая..." также ссылаются на три рукописи, содержащих три службы. Первая служба относится к 9/22 мая (и посвящена перенесению мощей святителя), вторая служба - к 24 мая/6 июня (посвящена Великорецкому образу), третья - к 29 июля/11 августа (Рождеству Святителя). Первые две службы относятся к концу 17-го - середины 18-го вв. (в одной чудеса от Великорецкого образа заканчиваются в 1695 г., а во второй - в 1711 г.).

Причем, отмечается, что в Московской синодальной библиотеке хранилась еще более древняя рукопись со службами. В ней чудеса от Великорецкого образа заканчивались 1648 г., что позволяет говорить о древности служб как Великорецкому образу, так и Рождеству святителя Николая.[4]

Но вот беда: в наше время празднование Рождества свт. Николая как бы ушло в тень и не является повсеместным (и это при искренней огромной любви русского народа к Мирликийскому чудотворцу! Парадокс, и только!). Некоторые, даже из духовенства, относятся к нему скептически: "Это еще что за праздник?" А я думаю: великий праздник, и он должен к нам вернуться! Почему? Прежде всего потому, что празднование Рождеству Святителя можно найти в Минеях (то есть в книгах, по которым строится весь православный богослужебный круг).

Да и в современной православной жизни, слава Богу, не иссякло почитание Рождества Святителя. Так, например, 29 июля / 11 августа 1991 года, в день Рождества Святителя Николая, епископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма Высоцкого мужского монастыря в г.Серпухове.[5]

В украинском городе Измаиле в часовне во имя Великорецкого образа свт. Николая служат литургию и совершают крестный ход именно в честь Рождества свт. Николая.[6]

Очень радостно было увидеть на страницах православного календаря, изданного Московской Патриархией, что Николай Чудотворец почитается в Соборе Тульских святых, причем помимо майской и декабрьской дат есть и 29 июля ст. стиля.[7]

Службу Рождеству святителя Николая также, как и службу Великорецкому образу, вятчане скопировали, переправили на родину и подготовили к богослужебному применению. Хочется надеяться, что, как и прежде, дата 29 июля / 11 августа войдет в календари Вятской земли.

К слову, тогда будут сняты вопросы, почему православные чтут день рождения Государя-мученика Николая II? В Вятке 19 мая в день рождения императора Николая Александровича уже несколько лет проходит крестный ход. Ведь Государь, как говорится в акафисте святым Царственным мученикам, "святителя Николая соимените". И если мы празднуем рождество свт. Николая, почему не можем почтить рождество нашего Царя?
А.В.Маркелов г.Киров (Вятка), специально для Русской линии


Сноски:
1. Журнал "Вятка". 1998, N2. С.6.
2. Житие и чудеса св.Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Репринт. СПб., 1994. С.670.
3. Там же. С.430.
4. Там же. С.687.
5. Высоцкий мужской монастырь (http://www.serpukhov.su/vysot/vys_hist.htm).
6. Довгаль М. Великорецкий образ и день рождения свят. Николая // Вера. 2003, N24 (электронный вариант по адресу (http://vera.mrezha.ru/453/5.htm).
7. Православный церковный календарь на 2003 год. М., 2002. С.111.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Артем Маркелов:
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019