itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Оптинское старчество накануне революции

12 августа - память преподобного Анатолия Оптинского, Младшего

Новости Москвы 
0
359
Время на чтение 5 минут
Революция нагрянула в Оптину пустынь тотчас после петроградских и московских событий. Обитель прежде традиционно была любима и посещаема членами Царствующей фамилии, представителями высших кругов общества, интеллигенции. Оптина бережно хранила в себе традиции старчества, а потому решение о ее закрытии, как важного "контрреволюционного центра", было принято уже в самом начале 1918 г., Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января, вперед других монастырей.

60 человек братии насильно мобилизовали на военную службу, на месте остались лишь старики да немощные во главе с настоятелем архим. Исаакием. Монахам пришлось в спешном порядке регистрировать сельскохозяйственную артель, чтобы не быть выселенными за стены обители.

В 1919 г. начались аресты. Кратковременные, чтобы только дать понять: новая власть не намерена мириться с массовым паломничеством и проповедью монахов. Но народ, особенно на фоне тягот и потерь гражданской войны, стекался в обитель. Духовная жизнь здесь, несмотря на препятствия и угрозы большевиков, продолжала цвести. Широкой известностью и почитанием пользовались старцы этого времени: о. Анатолий (Потапов) и о. Нектарий. Приступил к духовническому служению и последний из Оптинских старцев, иеромонах Никон (Беляев).

После закрытия в кельях начались обыски, а по сути обыкновенное разграбление. Революционная молодежь стала собираться и травить монахов. Особенно досталось скиту, стоящему вне высокой монастырской ограды. В келье о. Анатолия среди зимы кто-то выбил все стекла, старец начал постоянно и тяжело болеть. В таком состоянии его взяли под конвой и повезли в Калугу. Но по дороге состояние арестованного так усугубилось, что вместо тюрьмы его поместили в больницу. Приняв за тифозного больного, о. Анатолию тут же остригли бороду и волосы. Таким: измученным, обритым наголо, еле живым, но со светлой улыбкой - старец спустя некоторое время вернулся в обитель.

Вернулся, чтобы только сказать: "Как хорошо! Какие люди хорошие!" Действительно, больничный персонал и начальство сделали все возможное для того, чтобы выходить старца и создать лучшие условия для выздоровления. Однако, состояние его, почти уже 70-летнего пожилого человека, оставалось очень и очень слабым. В 1921 г. о. Анатолий принял схиму. А людской поток не ослабевал. Так повелось, что к о. Нектарию чаще шли образованные люди и монашествующие, а о. Анатолий выполнял роль народного утешителя, "второго Серафима", как именовали его в память Саровского чудотворца многочисленные духовные чада.

Каким образом передается и как произрастает дар старчества - тайна сия велика есть. Многое в истории почти вековой Оптинской династии духоносных наставников остается закрытым от внешнего взора. Из житий их мы не видим как будто примеров особенных подвигов или молитвенного уединения. Напротив, год за годом старцы пребывают в гуще народа. Святым и спасительным для многих оказывается их миссия вдохновителей и наставников христианской жизни и нравственности целого народа; главным подвигом - умение терпеливо нести немощи приходящих, сопереживать каждому и со смирением принимать истекающие от этого телесные болезни и скорби.

Все упомянутые способности в полной мере унаследовал и о. Анатолий, иноческий путь которого начинался у ног прп. Амвросия. В 1885 г. послушник Александр Потапов поступил в Оптину и был определен келейником к преподобному Амвросию. Было ли то признанием уже созревшего его духовного склада или жизнь рядом с подвижником явилась определяющей, но в оптинской летописи нередко случается именно так: келейник старца с течением времени наследует его служение.

О. Анатолию пришлось нелегко вдвойне - после всероссийской славы его учителя и наставника необходимо было принять на себя бремя всеобщего внимания и придирчивых мнений. После кончины преподобного старца Амвросия в 1890 г. находилось немало тех, кто считал, что старцев в Оптиной больше нет и не будет. Духовниками братии и шамординских сестер были назначены сперва о. Анатолий (Зерцалов), носящий также имя Старшего, о. Иосиф (Литовкин), а после о. Варсонофий (Плиханков). Эти замечательные пастыри сделали много для умножения славы Оптиной пустыни и продолжения в ней традиций старческого наставления. Однако, общий тревожный и смутный характер времени на переломе столетий, упадок народной веры наглядно проявили себя и здесь. Отношение к оптинскому старчеству изменилось, о чем наглядно свидетельствовала, например, история с удалением из обители в Голутвин духовника и скитоначальника старца Варсонофия.

Но уже в начале 1900-x годов ярко расцветает духовное дарование иеромонаха Анатолия (Потапова), Младшего, который становится общепризнанным оптинским старцем. Келейник преподобного Амвросия не имел еще священнического сана, а уже принимал и наставлял приходящих во множестве богомольцев. Среди тех, кто встречался с о. Анатолием, были архиепископ Серафим (Соболев), епископ Трифон (Туркестанов), постриженник Оптиной пустыни. По благословению отца Анатолия принял в 1917 г. священный сан известный духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий, окончивший свою жизнь как исповедник веры, в ссылке в 1931-м. В 1905 г. у старца Анатолия искал разрешения важных вопросов христианской жизни о. Павел Флоренский. Почитателем старца Анатолия являлся известный московский "старец в миру" священник Алексий Мечев. "Мы с ним одного духа", - говорил о. Алексий. В 1914 г. в Шамординский женский монастырь приезжала великая княгиня, будущая преподобномученица Елисавета Феодоровна. Она исповедовалась у о. Анатолия и имела с ним продолжительную беседу.

Писатель В.П.Быков писал о старце Анатолии: "Глядя на него, невольно хочется воскликнуть: "Какое это великое вместилище любви!". Вечно приветливый, постоянно ласковый, изумительно сердечный, готовый, кажется, всего себя, всю свою душу отдать тому, кто приходит к нему с той или другой нуждой...". Другой очевидец так описывал старца: "Отец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преподобного Серафима Саровского. В нем ясно чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев".

По причине постоянной толчеи, дабы не мешать монашествующим, о. Анатолию пришлось перейти из братского корпуса в притвор Владимирского храма. Вспоминают, что в годы перед революцией церковь почти круглосуточно была открыта и полна народу. Батюшка принимал всех, несмотря на бесконечную усталость, боль от грыжи, кровоточащие ноги.

В начале февраля 1917 г. великий князь Димитрий Константинович настойчиво приглашал о. Анатолия в Петроград. Официальным поводом к этому являлось строительство в столице Шамординского подворья, однако, не исключено, что оптинский духовник должен был выступить в роли миротворца и проповедника общественного согласия и порядка ввиду нарастающей волны революционных настроений. Старец уже было собрался в дорогу, однако был застигнут большевистским переворотом в Москве.

Новые власти не забыли о. Анатолию его твердой и принципиальной позиции. Старец предсказывал: "Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!"

29 июля 1922 г. в монастырь приехала комиссия ГПУ, начались допросы. Подкапывались под старца, и всем стало ясно, что назревает его арест. Наконец, келейнику, о. Варнаве, в грубой форме было приказано к утру подготовить отъезд. Ночью о. Анатолию стало плохо. Пришел доктор и, не найдя ничего серьезного, ушел восвояси. А под утро келейник нашел старца стоящим на коленях и бездыханным. Подъехавшие наутро чекисты спросили: "Старец готов?" "Да, готов", - ответил о. Варнава. Посреди кельи, на столе, в гробу лежал "приготовившийся", почивший старец. Господь принял его душу в ночь на 30 июля/12 августа 1922 г.

После некоторые из братии вспомнили, как он за две недели до своей кончины посещал могилку наставника, преподобного Амвросия, долго стоял здесь и под конец сказал: "А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки". Указанный участок между захоронениям и стал местом его погребения. Вместе со смертью о. Анатолия в истории обители оказалась перевернута большая страница. "Старая Оптина" отходила в прошлое, братия и почитатели монастыря встали на путь исповедничества и мученичества за веру перед лицом гонений.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44