Блаженная Ксения Петербургская - созидательница храма на Смоленском кладбище

10 августа память Смоленской иконы Божией Матери

0
1014
Время на чтение 4 минуты
Ежедневно в каждом храме вспоминают "создателей святого храма сего". И, в основном это жертвователи, благотворители. Среди создателей храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на старейшем петербургском кладбище особое место занимает святая блаженная Ксения.
Достоверно установлено, что она была постоянной прихожанкой храма св. ап. Матфея, что на Петроградской стороне (в 1932 году храм был взорван), а вот местом своих подвигов выбрала кладбищенский храм. Неподалеку от Смоленского храма блаженная обрела и место вечного упокоения.
Много лет, изучающий в петербургских архивах материалы о времени св. блаж. Ксении, активный ревнитель восстановления разрушенного храма св. ап. Матфея (на его месте ныне сквер, адрес ул. Большая Пушкарская д.35) историк Владимир Алексеевич Сенкевич ответил нам на вопросы.


- Почему св. блаж. Ксения Петербургская отпевалась в церкви св. ап. Матфия, а похоронена на Смоленском кладбище Васильевского острова?

- Первое документальное (Правительственное) свидетельство о Смоленском кладбище таково: "23 октября 1738 года Синод постановил: "В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наростнаго кустарнику и поделать канальцы"".

Рассматривая карту кладбищ СПб в начале ХIХ века, видим, что ближайшими кладбищами к храму св. ап. Матфия были только два кладбища Серафимовское и Смоленское, причем Смоленское будет немного дальше (остальные расположены на значительном расстоянии от места отпевания в храме св. ап. Матфия). Промыслом Божиим св. блаж. Ксения Петербургская похоронена на Смоленском кладбище.

Возможно, это связано с помощью св. Ксении в строительстве Смоленской церкви. Но, одновременно, захоронение связано с исполнением Указа 1771 г. о запрете захоронений в черте города. Слава Богу, что попытки закрыть Смоленское кладбище в конце ХIХ века и при Советской власти были отведены промыслом Божьим.

Кроме почитаемой всем миром св. блаж. Ксении Петербургской (ее мощи лежат под спудом в часовне), на Смоленском кладбище есть захоронения и местночтимых святых, к которым также направляются паломники.

Отметим, что в царствование Екатерины II с 1762 по 1796 г было построено в Петербурге 27 храмов, а память народная донесла до нас только строительство церкви Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище в 1790 г.

И последнее основание: святые еще при жизни приуготовляли себя к смерти. И, по-видимому, неслучайно память народная донесла участие св. Ксении в строительстве храма на Смоленском кладбище. Ведь соучастие в строительстве храма - это путь обожения православного. Св. блаж. Ксения Петербургская приуготовляла себе место на кладбище рядом с церковью (Смоленской) Пресвятой Богородицы, чтобы быть с Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и при жизни, и после смерти. Что может быть лучше!?

И в заключении отмечу: высказывается мнение, что и Андрей Федорович - муж блаженной - похоронен на Смоленском кладбище, но документов, даже косвенных пока не найдено.

- Кто отпевал св. блаж. Ксению Петербургскую?

- В конце ХVIII века причт при церквях состоял из двух священников, дьякона и дьячка. Из истории храма св. ап. Матфия нам известно, что "священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 г. до 1807 г. При нем дослуживал свою более чем 50-ти летнюю службу в диаконском звании диакон Петр Поморский...".

Так как св. блаж. Ксения Петербургская преставилась по преданию до 1803 г. (по крайней мере, до 1806 г. до разборки старого деревянного Храма св. ап. Матфия), то в ее отпевании могли участвовать священник Гавриил Матфиев и диакон Петр Поморский.

Так как притч состоял из двух священников, то второй служил в приделе, каким была самостоятельная деревянная теплая Покровская церковь, а с 1800 г. каменная... По-видимому, зимой в холодное морозное время службы в деревянной холодной Матфиевской церкви не проводились, а только весной, летом и осенью (поэтому в зимнее время отпеваний в Матфиевской церкви не было, а только в Покровской).

Об обстоятельствах смерти св. блаж. Ксении Петербургской есть только одно свидетельство - Анны Анановой. Иеромонах Венедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации св. блаж. Ксении Петербуржской в 1988 г., приводит текст этого свидетельства. По словам Анны, Ксения, чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: "Я уезжаю в далекое путешествие". Вскоре ее нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище.

Другое направление поиска свидетельств о св. блаж. Ксении Петербургской может идти в сторону поиска семейных, родовых архивов священнослужителей ХVIII - начала ХIХ века.

- Таким образом остается еще широкое поле деятельности для историков и архивистов по выявлению документальных свидетельств о блаженной Ксении?

- Да. К сожалению, этим никто не занимается. Все издания о блаженной представляют из себя пересказ одних и тех же чудес и коротко повествуют о ее жизни. Попыток вписать житие блаженной в контекст эпохи до сих пор предпринято не было. Или это были "художественные попытки", то есть о жизни блаженной писали в жанре повести или романа.

- А что вам удалось найти в архивах?

- Во-первых, мы установили точные питерские адреса, которые связаны с жизнью блаженной, установили имя духовника блаж. Ксении - им был прп. Федор Санаксарский. И самое главное - собрали материал по истории того храма, где была прихожанкой блаж. Ксения.

Прихожанами Матфеевской церкви в XVIII веке были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков. Население прихода было по преимуществу военное. Андрей Федорович и его жена были прихожанами этой церкви.

- На Смоленском кладбище, где сугубо почитается блаженная Ксения, поток паломников к ее часовне во все дни, особенно в праздничные, такой, какого нет ни в одном петербургском храме. Нужно ли для увековечивания ее памяти восстанавливать еще и храм, в котором она была прихожанкой?

- Если есть возможность (если сохранилось место, на котором стоял храм) восстанавливать его нужно. Как известно благодать до конца времен не покидает того места, на котором стояли наши церкви или, как в народе говорят "ангел-хранитель не оставляет места святого престола". А место, на котором стоял Матфеевский храм, хранимо еще и благодатной силою молитв блаж. Ксении.

- Как я понимаю, для вашей общины, которая, насколько мне известно, официально зарегистрирована несколько лет назад, дело восстановления храма св. ап. Матфея является подражанием подвигу блаж. Ксении, помогавшей строить храм в честь иконы Смоленской Божией Матери?

- Как я уже говорил соучастие в строительстве храма - это путь обожения. Строя храм, мы строим свои души, спасаем их.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Вопрос.

Скажите, пожалуйста, могу ли я заказать молебен и внести пожертвования через интернет картой МАЭСТРО. Как это сделать? Спасибо.
NESTERKA / 10.03.2017, 12:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02