itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

История восстановления Сергиевой Пустыни - Свято-Троицкого монастыря под Петербургом

0
178
Время на чтение 8 минут
Для почитателей преподобного Сергия Радонежского настоящим духовным даром было возвращение в начале 1990-х годов этой обители Церкви. Несколько десятилетий здания знаменитого, прославленного Святителем Игнатием Брянчаниновым (он настоятельствовал там более двадцати лет) монастыря, занимала Школа милиции.
О том, как начиналось восстановлении монашеской жизни в Сергиевой пустыни, как происходила передача монастыря вспоминает его настоятель - игумен Николай (Парамонов):


"Жили мы в первое время под храмом, там же готовили себе пищу. Икон не было, наклеивали бумажные на небольшие дощечки и вешали на временный иконостас. Желание иметь хоть какую-нибудь настоящую писаную икону, видимо, вызвало не совсем обычный сон:

За нашим самодельным столом сидело много монашествующих, среди которых был и недавно усопший в Англии архимандрит Софроний Сахаров, книги, магнитофонные лекции которого очень любили братья.
- Вот это мой иконописец, - показал о. Софроний пальцем на сидящую в противоположном конце стола средних лет монахиню.
- Матушка! Напишите нам хоть что-нибудь? - попросил я еЈ.
- Я в шутку не пишу.
Примерно к такому смыслу сводился еЈ ответ, так как она очень трудно понимала и говорила по-русски.
Отец Софроний почему-то захотел выйти из-за стола, и мы решили помочь ему, но он полез под стол и застрял там. Когда всЈ же выбрался, то, улыбаясь, объяснил всем удивленным:
- Я хотел как в детстве, не рассчитал свой возраст.
При этом держал очень большую папку с рисунками и улыбался.


На той же неделе мы рассказали сон знакомой, рабе божьей Татьяне, ездившей в своЈ время к отцу Софронию.

- А ты мог бы узнать эту иконописицу? - спросила Татьяна.

- Конечно, очень хорошо запомнил ее лицо, - ответил я.

- Вот большая фотография всех сестер. Где иконописица? - спросила она.

- Вот, - я указал на знакомое лицо.

- Поразительно! Это точно она. Надо описать этот сон для монастыря. Что они ответят нам, - сказала Татьяна.

Прошло месяца три. Встретившись как-то со мной в Академии, Татьяна сообщила новость;

- Братья из монастыря в Англии ответили, что так поступить мог только отец Софроний. Это его первая весточка после кончины. Они очень рады за вас.

Вскоре после этой истории к нам в монастырь пришли трудиться два художника и с большим энтузиазмом стали разрабатывать проект росписи соборного храма.

С первых же служб мы стали молиться святителю Игнатию Брянчанинову, и он прислал нам своеобразное извещение.

- Вам какое-то странное письмо пришло, - сказала женщина из епархиальной канцелярии.

В письме Татьяна Ватсон-Брянчанинова из Австралии просила епархию найти ей связь с монастырем, где почти двадцать пять лет жил еЈ великий родственник.

Связь в Боге, говорят, самая надежная. Оставалось писать письмо, благодарить и ждать.

- Я так была удивлена Вашим письмом. Оно меня застало в Лондоне. Я долго его изучала, удивлялась. О! Это чудно! Как хорошо, что наконец я Вас нашла. Моя тетя Соня Толстая-Брянчанинова, что живет здесь, в Петербурге, дала мне совет писать на епархию. Это получилось так быстро, я не ожидала. Покажите, где жил святой Игнатий. Вы знаете, у нас в Австралии я встречала корейца с фамилией Брянчанинов. Это что-то! Говорит, какой-то иеромонах, крестивший его, дал ему такую фамилию. Есть Брянчанинов в Италии, наш родственник. Есть Татьяна Брянчанинова в Париже, но от корейца я не ожидала, что он станет Брянчаниновым. О! Это чудно! Теперь я еду в Покровское, под Вологду, оттуда наш род, - эмоционально делилась она своими впечатлениями при встрече в Санкт-Петербурге.

Таковы наши первые дни в обители преподобного Сергия.

А потом начались "позиционные бои" со Школой милиции, которая занимала все здания, кроме одного отданного нам корпуса.

- Вот, говорят, ты всех здесь нас выгнать xoшь? - резко задал свой вопрос старший сотрудник спецшколы, работавший в ней плотником еще с послевоенных времен.
Окружающие офицеры с любопытством наблюдали за развивающимся поединком.
- Вы ведь плотник? Могли бы для возрождения монастыря иконостас деревянный смастерить. Мы бы Вас отблагодарили, - попросил я его в свою очередь.
- Видал! Поп халтурку предлагает. А между прочим, Церковь отделена от государства! - эффектно жестикулируя, парировал плотник. Офицеры дружно засмеялись.
- Да! Осталось только вас выселить из монастыря. Что-то вы без зданий монастырских никак не можете прожить. Отделяйтесь поскорей и этот закон свой выполните, - ответил я.
- Все равно ничего Вы здесь не получите, наши "органы" сильнее вас. Сорок лет при мне ничего не было, и после ничего не будет. Ничего у вас не получится, - парировал опять плотник.
- У нас - то ничего не получится. У Бога все получится. Лет десять назад Вам бы сказали, что здесь будет свободно ходить священник, так Вы ни за что бы не поверили. А это уже свершилось. Службы идут, верующие молятся, священник перед Вами стоит. Если это чудо стало возможно, то почему не предположить, что и другое чудо возможно. Не зря же Господь нас сюда, в наш дом, привел? - спросил я плотника.
- Не верю. Ничего у Вас не выйдет, - твердил с жаром в голосе плотник
.

В храм после службы зашел полковник с черными усами и внимательно стал наблюдать, как наши художники с любовью рисовали образ Иисуса Христа в алтарной части.

- Рисуйте, рисуйте. Это хорошо. Вот мы, коммунисты, опять придем к власти и снова все по-своему сделаем. Если захотим - разрушим, снесем. Что тогда скажете? - с видимым превосходством излагал свою позицию полковник.
- Знаете, это уже было. В двадцатых годах. Рушили красивые Церкви, убивали священников. Пришли как-то к одному оптинскому священнику верующие и спросили:
- Батюшка! Чего ожидать-то еще? В колхозы гонят. Чего коммунисты строят? А он им и говорит: "Если клопов в коробочку всех затолкать, то коробочка со временем откроется, и все клопы разбегутся. А христиане не клопы, а муравьи. Их разгонят, они в другом месте соберутся и будут строить, потому что не насилием объединены, а любовью друг к другу и к Богу, Источнику всякой любви". Так что ответы история дала, надо их только выполнять. Вам разрушать, а нам возрождать. И не только камни, а главным образом - людей, мы же не филиал охраны памятников архитектуры, а верующие в Бога люди.
- А что в этой вере в Бога-то хорошего? Бейся головой об пол, а толку-то? - с ухмылкой спросил офицер.
- Вот Вы, когда сегодня уходили на работу, верили, что вернетесь домой?
- Верил, - ответил он.
- Когда любили свою невесту и женились, верили, что у Вас будет радость в доме, дети будут? - задавал я еще вопросы.
- Верил и верю, - ответил офицер.
- Рискуете на опасной работе, заботитесь о жене и сыне. И все с верой, что достигнете взаимной любви?
- Ну да, а как же еще? - ответил, улыбаясь, полковник.
- А теперь скажите. Вам приятно будет, если сын спасибо скажет за любовную заботу, за все Ваши труды тяжкие?
- Ну, конечно. Ради чего же все труды? Чтобы радость в доме была, - ответил офицер.
- А Вам радостно будет, если вместо этого за все усилия Ваши сын плюнет Вам в лицо, - спрашивал я вновь.
- Чего же тут хорошего. Горько будет, тяжело, - ответил он.
- Вот и Богу тяжело с нами со всеми. Он жизнь нам дал, радость общения, заботится о нас, а мы, вместо благодарности, не верим в Него. Вам, мне кажется, надо выяснить разницу между вашей верой, которая у Вас есть, и верой религиозной, тогда конфликта в этом вопросе не будет, - предложил я свои услуги.
- И в чем же эта разница? - более заинтересованно спросил полковник.
- Религиозная вера отвечает на главные и важные вопросы. От Кого все Блага исходят, Кем держится Вселенная, Космос. В чем смысл жизни, в чем смысл страданий, есть ли жизнь за гробом? - вот в чем главные вопросы религии.
- И в чем же моя-то разница в вере по сравнению с этой религиозной верой? - спросил полковник.
- Разница в том, что религиозный человек ищет усиления этой его веры и любви к персональному Источнику всякой любви - к Богу. Через просьбу к Нему, или, как принято говорить, молитву. Усиление чувства любви к людям - показатель правильности духовной религиозной культуры. Таким ярчайшим примером великой любви к человеку была жизнь Иисуса Христа.
- Что-то понятно, а что-то не совсем. Религиозная вера - это как подзарядка аккумулятора, в котором иссякает своя собственная энергия, или любовь, так что ли? - заулыбался офицер.
- Слабая аналогия есть, но надо ещЈ персональные отношения выяснить, "технику безопасности", или заповеди Божии, Вам изучить, тогда и движение в Вечную Перспективу начнется, или Великая Любовь в земной жизни будет усиливаться у Вас к Вашим домашним, - тоже улыбаясь, соглашался с офицером.
- Ага! Религиозная вера - это способ усиления личной любви к людям. Я правильно понял?
- В правильном направлении, можно так сказать, - ответил я.
- Все равно Вы неверно свою идеологическую работу строите. Лозунгов и плакатов с разъяснениями в Церкви у Вас нет. Я здесь столько лет работаю идеологом, первое дело - плакаты, потом разъяснительная работа с людьми. Так?! - спросил офицер.
- Так-то оно так, только вера - это же не идеология, а внутренняя жизнь души. Вы же про любовь свою к жене и сыну в своем доме лозунгов не вешаете. Это даже было бы смешно писать: "Мама и папа - едины", как раньше писали: "Народ и партия - едины!"
- Это семейное, а здесь другое, общественное. Лозунги не помешают. Народу больше будет ходить, доход у вас будет больше, и быстрее храм разрисуете. Росписи ваши, я понимаю, тоже вид агитации. Раньше там у нас Ленин висел, теперь - Христос. Общественное сознание все равно нуждается в агитации, хоть картинки, хоть плакаты или иконы рисуй, - убеждал энергично офицер.
- Отчасти согласен с Вами. Пособия для зрения и мысли нужны, - примиряющим тоном успокаивал я взволнованного идеолога
.

С тех пор офицер при встрече всегда понимающе кивал, в знак приветствия, в мою сторону.

Господь все устраивает Своими путями. Как-то в Школу милиции начальство из Москвы и из разных городов приехало. Вдруг к нам в большую залу монастырской трапезной проследовала группа генералов.

Когда мы взаимно поприветствовали друг друга, один из начальствующих обратился к нам с неожиданным вопросом:

- Скажите, пожалуйста, Вы верите в возрождение России?
- Конечно, верим, а как же ещЈ? - ответили мы.
- Вот говорят, что у нас в стране правительство нетрадиционно настроено, а более прозападные, проамериканские модели общества ценятся. Как же в таком случае надеяться на возрождение России можно? - более наступательно спросил генерал.
- Официальную точку зрения Церкви, как известно, выражает у нас Святейший Патриарх, - ответили мы.
- Ну хорошо, а субъективную, неофициальную точку зрения вы можете иметь, или у вас и это запрещено? - отпарировал офицер.
- Почему же, каждый ведь что-то чувствует, думает, переживает за страну, размышляет.
- И что же он чувствует, думает? - с юмором переспросил генерал.
- Есть прекрасная греческая пословица на сей счет: "Мокрое дерьмо от сухой стенки отстанет". Церковь уже вторую тысячу лет заботится о нравственном состоянии русских людей, "сушит стенку", судя по этой пословице; и, если ей не мешать, а помогать, тогда многое может измениться в лучшую сторону.
Есть конкретный пример для реализации этой идеи в нашей ситуации. Сейчас в городе закрыты два военных учебных заведения. В них есть центральное отопление, плавательный бассейн, и, что самое главное, в царское время эти здания освящались церковью под соответствующие для вас цели - защиты мирного труда и покоя граждан. Учебное заведение вашего ведомства вполне может более комфортабельно в одном из них разместиться. Почему бедные курсанты должны мерзнуть в бывших кельях монахов, а монахи жить на чердаке здания? Почему бы нам не объединить усилия по данной проблеме и совместно доказать патриотизм своей стране делом, - ответили мы.
- Хорошо. Давайте свой телефон, я буду Вам звонить и помогать решать эту проблему, - заверил нас решительно генерал
.

Мы с братией уже стали забывать эту необычную встречу, но через месяц неожиданно раздался телефонный звонок, и глуховатый голос по-военному представился:

- Я со своим министром сейчас в Санкт-Петербурге, будьте любезны, подготовьте письма по нашей теме председателю правительства, министру и главе Совета Безопасности от имени руководителя Вашей Епархии. Это должно помочь решению вопроса.

"На единой исторической территории монастыря находятся две разнородные организации, которые имеют желание размежеваться," - говорилось в обращении к главе правительства (хотя особого сердечного горения размежеваться наши соседи не проявляли).

Спустя несколько месяцев через депутата Государственной Думы удалось получить копию краткой резолюции главы правительства: "Браверману, Степашину, Сергееву. Созыв совещания по выводу школы".

Однако официального распоряжения правительства так и не последовало.

Пришлось ждать еще два года. О том, как выезжала из монастыря Школа милиции можно было бы написать отдельный рассказ.

Но, слава Богу за всЈ! Теперь мы потихоньку начинаем обживать все доставшиеся нам в аварийном состоянии помещения.

И помощь Божию, помощь преподобногоСергия и Святителя Игнатия чувствуем на каждом шагу.

Л.Ильюнина, специально для Русской линии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40