Стал ли Тихвин городом Богородицы?

Заметки паломницы

0
171
Время на чтение 4 минуты
Величавая Жена

Стал ли Тихвин городом Богородицы? - с таким вопросом мы собрались в очередное паломничество по святым местам. Очень хотелось узнать - как живет город и монастырь после возвращения Святыни.

Были мы в обители накануне праздника - 9 июля.

Поначалу мы были страшно разочарованы - в Тихвине на подъезде к монастырю нас встретила непролазная грязь, машина застряла в глубокой луже в ста метрах от ворот обители, сорвало локер, еле мы вылезли на сухое место. Такая же картина нас встретила и за воротами, после того, как мы прошли через "Крылечко" - распаханное поле грязи, обветшавшие домики. Кроме того, над всем этим голосили кумиры современной эстрады, - по-прежнему к ограде монастыря примыкает футбольное поле, на котором все выходные дни проходят какие-то, громко озвученные, мероприятия. А, если учесть, как себя ведут болельщики на всевозможных спортивных состязаниях (особенно на наиболее частых - футбольных), то совсем уж обидно становится за монастырь. И сам собой возникает вопрос: а где же почтение к Святыне?

Но, когда мы прошли за вторые ворота Свято-Успенского монастыря, нас встретила совсем другая картина - белизной сияющие стены и колокольня, пасхальный празднично-красный Успенский собор, притихшие группы паломников, и, то, что словами невыразимо - явное присутствие неземной силы, благодати Царицы Небесной на этой земле. Когда мы вошли в собор, это чувство еще более усилилось, в уме прозвучали пушкинские строчки о "Величавой Жене" - как-то особенно остро именно в Тихвинском монастыре перед великой Святыней переживается Царственность Божией Матери. В других обителях ты покрыт материнским теплом Богородицы, Ее Приснодевством, а здесь - в Тихвине - совсем иная атмосфера, здесь вспоминаются совсем другие определения служения Божией Матери - Она Державная Владычица, Она Царица Небесная. Строгость, серьезность, связанная с этим служением, царит под сводами Успенского собора Тихвина - паломники подходят к иконе, выстроившись в длинную цепочку под присмотром стража порядка в военной форме. И здесь это не кажется неуместным. Очередь от иконы отделяет два метра, это непривычно, ведь мы даже к святыне привыкли идти "толпой", прижимаясь друг к другу плечами. Каждый паломник, поднявшись по трем ступенькам, может постоять у иконы, почувствовать себя наедине с Ней. Лик Божией Матери на Тихвинской иконе суров, печален и царственен. Многочисленные украшения это только подчеркивают.

Мы стояли в очереди с явно нецерковными людьми. В основном это были молодые люди школьного возраста и дети. Девушки в брюках, юноши с модным ежиком на голове. Они явно не привыкли стоять в каких-либо очередях, и явно приехали в монастырь по какой-то "просветительной программе", но за те полчаса, которые мы провели рядом с ними в ожидании поклонения Святыне, мы не услышали ни шуток, ни смеха, никакой суеты или болтовни. Все они были абсолютно серьезны. И каждый из них довольно долго стоял пред иконой - значит, о чем-то просил Царицу Небесную, чувствовал Ее присутствие. Тут же в очереди они учили друг друга правильно накладывать крестное знамение, и все это тоже очень серьезно и спокойно.

Прямо предо мной стояла маленькая девочка, она шепотом спрашивала у бабушки: "За кого нужно молится у иконы?" "А можно не только за папу и маму, но и за Юлю, за Катю, за мой класс?"

Себя я поймала на том, что тоже, как эта маленькая девочка, стою и думаю: "О чем я должна сейчас попросить? Что самое главное у меня в жизни сейчас? О чем я должна помолиться? - Конечно о папе, чтобы после операции он выздоровел и подольше пожил с нами".

За те полчаса, которые мы стояли в очереди к Святыне, волей неволей приходилось внутренне собраться - как на земле, когда шел с прошением к Царю или Царице, внутренне собирался человек, для того, чтобы попросить о самом главном...

После того, как мы вместе с паломниками постояли в очереди к иконе, походили вместе с экскурсией по дорожкам монастырского двора, вопрос, с которым мы ехали в монастырь, разрешился сам собою: везде и повсюду (и, добавим, во все времена, хотя сейчас это ощущается, пожалуй, особенно остро) - народ делится на тех, кто идет к Святыне и тех, кто к ней безразличен.

Поэтому для кого-то Тихвин стал городом Богородицы, а для кого-то так и остался в лучшем случае - "родиной Римского-Корсакова", в худшем - "сто первым километром", куда высылали бывших уголовников.

И каждому из нас постоянно приходится делать выбор: способен ли ты воспринять Святыню, или она от тебя заслонена будничными интересами, постоянной жизненной суетой, собственными пороками и страстями?

Из паломничества в Тихвин уезжаешь с вопросом к собственной душе: "Для чего ты живешь: исключительно для земли или хотя бы краешком души - для Неба?"

Под Покровом Божией Матери

Когда мы возвращались из Тихвина, мы вдруг обнаружили, что глаза наши стали видеть то, что мы раньше не видели. Мы уже не обращали внимание на грязь перед воротами монастыря, а заметили веселые разноцветные палатки, в которых местные жители продавали "тихвинские сувениры", одна из хозяек палатки сказала нам: "Вот я сама себе организовала рабочее место. Мы издаем литературу о Тихвине, вот, посмотрите, новый журнал стали выпускать - "Летописец", там каждый раз какие-то новые материалы печатаются о истории города. Дочка моя экскурсию готовит, скоро будет тут водить по монастырю. Мы тут с иконой ожили, приезжайте к нам еще".

Неподалеку местная бабушка продавала жареные пирожки с картошкой своего изготовления, на площадке за монастырским мостиком, где останавливаются экскурсионные автобусы, бойко шла торговля яркими местными пластмассовыми изделиями.

В общем, жизнеутверждающая картина, никакого уныния. Тут мы вспомнили определение того, что такое добро, которое услышали недавно из уст одного нашего знакомого: "Добро - это все то, что утверждает жизнь, несет ее, возрождает. А зло, это все то, что жизнь уничтожает".

"Жизнь жительствует" сказано святыми о благодатных местах. Когда мы выехали из Тихвина, то открывшимся в нас новым зрением, увидели дорогу и лес, который ее окружает. Даже вышли из машины и немножко побродили, и все приговаривали: "Такого леса мы нигде не видели". Мягкий, уютный серо-зеленый мох, прозрачная, звенящая тишина болот, белые и синие цветочки первоцвета, устремленные в небо сосны - стражи этих мест, - со всем этим как-то без слов, необъяснимо слилась душа.

Это чувство, наверное, и называли наши предки "под покровом Божией Матери".
Мира Царица, Матерь Всепетая,
Я пред тобою с мольбой,
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью покрой.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40