itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Победобесие" или правда о войне?

О повести Виктора Астафьева "Веселый солдат"

0
695
Время на чтение 7 минут
Не так давно среди православных новостей в Интернете прочла слова, которые резанули не только ухо, но и душу. Протоиерей Георгий Митрофанов назвал празднование 60-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне "победобесием". Объясняя смысл изобретенного им термина, отец протоирей говорил о том, что надо помнить какой ценой куплена победа, о миллионах погибших не только на поле боя, но и в сталинских лагерях, о настоящих героях - бойцах армии Власова, о различных мифах о войне. Все перечисленное, - теперь уже общеизвестные вещи. Но, думается, никакое русское сердце, пусть и принимая исторически верную аргументацию отца Георгия, не согласится с тем, чтобы назвать нашу память о Победе "победобесием".

Спорить с отцом протоиереем я не берусь. Тем более, что от своих же родных знаю об ужасах войны, о военных лагерях, и мифы о войне, как и вообще многие "православные мифы" мне кажутся неудобоваримой слащавой патокой.

Но, вот перечитывая одну, к сожалению, многими русскими людьми так и не прочитанную книжку, я поняла - вот ответ уважаемому протоиерею. Вот пример того, как можно, зная всю страшную правду о войне и победе, на самом себе испытав все "прелести советского строя", по-божески осмыслить эту правду и найти в ней великий смысл. Написал эту книгу человек с несгоревшей совестью - покойный Виктор Астафьев.
И пусть моя рецензия на повесть "Веселый солдат" будет ответом отцу Георгию и тем, кто принял его "победобесие".

В повести Астафьева война показана во всей своей жестокости. Как сказал сам писатель: "Противно не только переживать это, но и описывать", добавим: порой противно и читать.

Но, если взять на себя этот труд, то неожиданно откроется подлинно христианский смысл этой повести, а значит и того, что происходило с людьми на войне. Грех описывается с мерзкими подробностями (пьянство, разврат, матерщина, предательство, унижение человека, обман), - так, чтобы читателю тошно стало. Или, как сказано в повести о танцах в военном публичном доме: "... их надо бы снять на пленку и показывать всему миру, тогда, я думаю, понятней бы стало, что такое война, и люди бы меньше тырились друг на друга".

В книге нет прекраснодушия, ничего от советских "мыльных опер" в литературе, на телевидении, на эстраде и в живописи. В сравнении же с хорошими книгами о войне (а такие у нас, конечно, есть), астафьевская поражает обостренной исповедальностью - самого себя автор бичует, не менее, чем других - и библейским масштабом описания человеческих страстей и борьбы с ними. И делает он это без патетики, порой даже забывая о приличиях литературного языка, а по-мужицки кондово, грубовато, но зато и правдиво.

"Война с точки зрения сексуальной" - так определил бы содержание повести "Веселый солдат" фрейдист или просто современный "продвинутый" критик. И, действительно, описание "отношений полов" занимает в повествовании очень много места. И думается, что это произошло не от того только, что сам писатель в годы войны был очень молод и "плоть воевала на него", а потому что на самом деле все так и было, как он описал.

Эти описания Астафьева заставляют сравнивать его с Достоевским, которого называли "жестоким талантом". Но, так же, как и Достоевский, при описании одной из самых мощных страстей человеческих в повести Астафьева и среди грязи сияет свет и чистота. Так главный герой, не взирая на всеобщее глумление и насмешки, очень долго не поддается на искушение потерять целомудрие. В повести есть страницы, которые заставляют вспомнить Настасью Филипповну и князя Мышкина из "Идиота". В "домашнем публичном доме для лазарета" герой обнаруживает в его хозяйке скрытое страдание, природное благородство и красоту. "Мне вдруг захотелось упасть перед хозяйкой на колени, обцеловать ее руки, плакать и кричать: "Прости, прости!" А в той, которую ему определили в "подружки" видит вечную женственность, слитую с Божьим творением. "- До свидания, Анечка! - подал я ухажерке руку. - Спасибо за вечер и за ночь. - За яку ночь? - Вот за эту! - показал я на темное, усыпанное осенними, зрелыми звездами небо и поцеловал руку, жесткую даже с тыльной стороны от воды, от земляной работы, пахнущую грушей и сухой травой.
- И это усе? - разочарованно произнесла Аня. - Все, Анечка, до свиданья! - бросил я на ходу, поспешая к черному ходу госпиталя".

В этом отрывке присутствует прием, который проходит через все повествование, и, опять-таки роднящий Астафьева с великими русскими классиками: человека спасает, а иногда противостоит человеку (в моменты его греховных падений) Божественная природа. Чудесные, художественно совершенные природные описания разбросаны по всей повести.

Божие присутствие, Божий промысел чувствуется даже в самые по-человечески темные и беспросветные моменты военной жизни. Эта война - послана, как суд над человеком, послана для того, чтобы, пройдя "через огненное испытание" обрести любовь, человечность или стать скотом, человеком с пустой душой. Прямо Астафьев не говорит об этом, но такой вывод неизбежно следует из тех страниц повести, где описывается послевоенная жизнь. Писатель прослеживает судьбы разных людей и показывает, как в них действует закон расплаты за грехи или награды за сохранение совести.

Но, вернемся к теме, которая кому-то, как мы уже сказали, может показаться главной в "Веселом солдате". Да, Астафьев очень много пишет о сексе, но важно, как он пишет об этом. Как христианский мыслитель и художник слова. Об этом свидетельствует лексика, явно оценочная. Приведем эти оценки: "да и хотелось мне приставать-то, тайные страсти угнетали меня", "плоть требовала утоления, пригинала человека к земле, катила в геену огненную", "тело, томящееся ожиданием греха", "тайные страсти, это демонское стреляние" из-за чего Анечка покушалась на мою честь". И тут же присутствует благодарение Богу, помогавшему так долго хранить целомудрие среди почти всеобщего разврата: "Сила, нам неведомая, именно нас выбрала из огромной толпы людей, понуждала к интимной близости, не случайной, кем-то и где-то нам предназначенной, предначертанной пышно говоря, и она же, эта сила, охранила наши души от осквернения.

Как прекрасно, что в жизни человека так много еще непредугаданного, запредельного его сознанию не подчиненного. Даровано судьбой и той самой силой, наверное небесной, прикоснуться человеку к своей единственной "тайне", хранить ее в душе, нести ее по жизни, как награду, и, пройдя сквозь все скверны бытия, побывав в толпах юродивых и прокаженных, не оскверниться паршой цинизма и срама, сохранить до исходного света, до последнего дня то, что там, в глубине души, на самом ее донышке, хранится..."

В этом отрывке о Боге говорится прикрыто, а во второй части книги сказано уже определенно: "Всемилостивый Господь всегда был моим заступником и спасителем, не оставляет Он меня без догляда до сих пор". Так же ненарочито Астафьев показывает действие Божьего промысла в жизни других людей.

Война в книге Астафьева лишена всякого геройства, о геройстве говорится даже с горечью. Потому что "весело вольготно на Руси" и до войны, и во время войны, и после войны жилось не героям, не медсестричкам, спасавшим их жизнь, а таким людям (целую галерею их изображает Астафьев), которые во все времена "жируют" за чужой счет. В повести есть сцена, в которой ужас, мерзостный реализм описания перерастает в символ. Астафьев описывает, как солдат заживо сжирали черви, скапливающиеся на ранах, и как одного из солдатиков они почти съели. Так вот этим червям - подобны те "особисты", "начмеды", "политруки", организаторы публичных домов, и устроители ГУЛАГа, не жалевшие простых солдат полководцы (как сказал один генерал: мы немцев просто засыпали русскими трупами), которые пожирали народное тело. Они - во все времена существующие нелюди, которые убивают народную душу, всячески пытаются заглушить человечность в человеке. Это те, кто сеет предательство своих своими же, сеет разврат, пьянство и смерть, превращая всю страну в большую зону.

На первый взгляд повествование Астафьева может показаться беспросветным, но свет в нем, несомненно, присутствует. И в описании борьбы героя за целомудрие, и в описании солдатской дружбы, в описании общелазаретного спасения умирающего раненого, который медиками был брошен на произвол судьбы, в воспоминании о честном солдате, с которым ел из одного котелка, и в упоминании безногого солдата который просил у всех прощения: "Простите, если что не так, что поперед вас выпросился... Невмочь мне. С Богом! - С Богом! - прервут винящегося перед всеми на смертном одре, совестящегося человека сострадательные бойцы", и главное - в образе Анкундина Анкундинова и его верующей жены Феклы. Память об Акундинове будет греть всю жизнь. "Но я помнил и помню его всегда, и когда мне стало плохо одиноко я думал: "Может... поискать Анкундина Анкундинова - она покажет, он утешит, и ободрит..." А утешать было от чего - вся Родина "была превращена в могильник" и не только во время войны, - и это самая жестокая правда, которую мы узнаем из повести "Веселый солдат" - но и после войны человеческая жизнь ничего не стоила.

Но, еще раз повторю, при всей, казалось бы, беспросветной мрачности повести Астафьева, в ней пробивается свет. Главный вывод, который напрашивается сам собою: темная жизнь, страдания, унижения не сделали русского человека бессовестной бестией, не превратили его в богоборца, а наоборот - заставили задуматься о смысле жизни, вникнуть в ее божественную глубину. Размышления о глубине, смысле жизни, даже о смысле страданий пронизывают всю повесть: "О-о война, о-о бесконечные тяготы и бедствия российские! Только они объединяют наш народ, только они выявляют истинную глубину его характера, и плывем мы устало, от беды до беды, объединенные жаждой добра". "Какими чуткими, какими блаженство дарящими минутами одаривает вечер человека! Как печально и торжественно все вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко всем и всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за те минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать".

В описании войны и послевоенной жизни более всего потрясает колоссальная воля людей к жизни, люди хотели жить, ценили жизнь, как величайший дар, рожали детей, не смотря на страшную бытовую неустроенность, не думали, что "плодят нищету".

Самое трудное для восприятия безбожников или даже тех, кто считает себя "православными бойцами", - это лейтмотив, который проходит через всю повесть: в начале, в средине, и в конце повести - это то, как автор вспоминает убитого им немца. Он вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага. При этом именно такое восприятие убийства было рождено не размышлением, а чуткой душой, измученной ночными кошмарами: "Я долго лежал в холодной осенней земле и не мог уснуть, телом ощущая, как неглубоко мною зарытый в покинутом окопчике обустраивается навечно в земле, чтобы со временем стать землею, убитый мною человек... Бедный, видать человек был, может, крестьянин из дальних, неродовитых земель, может, рабочий с морского порта, Мне почему-то все немецкие рабочие представлялись из портов и горячих железоделательных заводов.
Тянет, обнимает земля человека, в муках и для мук рожденного, мимоходом с земли смахнутого, человеком же убитого, истребленного...
Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить - на кого..."

Надо сказать, что еще при жизни писателя философия, которая пронизывает всю книгу, не по вкусу показалась никому - ни "патриотам", ни демократам, ни, как оказалось теперь, некоторым православным. В редакции одного из изданий мне, например, сказали: "Нет, Астафьевские откровения о войне печатать не будем. Это не нужно".

Линия фронта у Астафьева проходит не по государственным границам, не по национальному признаку, а по линии противостояния добра и зла. И этому фронту, этой войне не видно конца. Война продолжается и сейчас.

Потому помнить об одержанной народом 60-лет назад победе мы должны, как о важнейшем уроке, преподанном русскому народу Богом.

Читая Астафьева, иногда думаешь: "Как такие люди, казалось бы совсем забывшие о Боге, могли победить, - за что Бог им даровал победу?"

Но это и есть ответ: потому и даровал, что "сила Его в немощи совершается", потому что грешными были, христиански непросвещенными были, но не были гордыми, были людьми с живыми, страдающими сердцами и простыми душами.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40