День Церкви

В составе годового богослужебного круга праздник Пятидесятницы, Святой Троицы, имеет значение полноты и конца. Это "седьмой день", завершение Евангелия. Как поется о том в стихире на праздничной утрени: "Конечный праздник празднуем светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения..."

Вся череда духовных торжеств, открываемая в сентябре с началом индикта, церковного года, - праздники Рождества Богородицы и Христова, Крещения, Пасхи и Вознесения - каждый по-своему, в словах пророков и обещаниях Учителя, органически включены в события этого дня. Дух Святый зримым образом, в виде огненных языков сходит на апостолов и еще больше сверхъестественных свойств являет во внутреннем изменении человеческого существа.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется
(Деян. 2, 1-21).

Необходимую полноту получает как откровение о Троичном Боге, так и жизнь Церкви. Всякий праздник, посвящаемый памяти угодников, чудотворных икон или значимых церковных событий, является поэтому прямым продолжением и повторением Сошествия, того грандиозного духовного переворота, свидетелем которого человечество в первый раз стало на пятидесятый день по Воскресению Христову. И только Преображению Иисуса Христа на горе Фавор, отмечаемому ежегодно православными 6/19 августа, принадлежит самостоятельное место словно бы за пределами годового круга, как празднику, по выражению святых отцов, "восьмого дня", "таинству будущего века".

Так что же происходит с человеком и миром в Пятидесятнице, и была ли вся предшествующая история, до бурного вихря над Сионской горницей, бездуховной? Утешитель еще не пришел, а день Святаго Духа промыслительным образом уже отмечался как праздник. За столетия до Сошествия, по истечении "семи седмиц" со дня первой Пасхи евреи на Синае обретают Закон. В предзнаменование будущего новозаветного просвещения, хотя и не зная того, они будут ежегодно почитать Моисееву Пятидесятницу.

Ожиданию Духа подчинено многое в Ветхом Завете, Его действием движется и направляется Священная история Израиля. Духовные дары и откровения Троицы подаются и здесь: "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством..." Из Символа веры мы прямо и ясно видим, что это Святой Дух давал возвещать истину Божию пророкам. Прежде Пришествия Христа имели место и другие дары Духа. Они подавались ветхозаветным праведникам, а также апостолам до Вознесения: "дунул, и говорит им: примите Духа Святаго; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 23).

Однако, в новозаветную Пятидесятницу происходит нечто принципиально иное и новое: человеческой природе усваивается иное и благородное основание; подобно ростку, она прививается с ветхого Адамова корня на корень Христов. Не отдельное и механическое следование за велениями Духа, но постоянная и полноценная жизнь, напитанная Его токами, - такая перспектива становится доступна для каждого последователя Христова, чем на земле оказывается открыта история "второго человечества", Богочеловечества, ведущего свою родословную уже не от земли, но от Неба, по слову Писания: "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные" (1 Кор. 15, 47-48).

Содержание церковной службы святого дня сосредоточено в этом. На первом месте стоит здесь глубокое переживание встречи с Ипостасью Святого Духа, а не просто с отдельными Его дарами (особое, личное молитвенное обращение: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...). Второй важной темой становится исполнение пророчеств и исправление течения истории, обретение ею своего прямого духовного смысла ("Егда снисшед языки слия, разделяше (в Вавилонском столпотворении - А.Р.) языки Вышний..." и "Да исцелит убо смыслы от греха..."). И, наконец, третье - это непрерывное и упоительное сопоставление прежнего, ветхого состояния человечества с обретенными им в Пятидесятнице духовными качествами ("некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа...", "невежди бо умудришася и языки в веру уловивша, Божественная витийствоваху...").

В иконографии Сошествия Святого Духа, в отличие от устремленной ввысь, полной динамики и эмоций композиции Вознесения, первична идея полноты, завершенности, удовлетворения и покоя. Традиционный сюжет представляет сидящих в статичных позах, полукругом апостолов, на которых в виде языков пламени нисходит Святой Дух. В руке каждого - свиток как символ Учения. Апостол же Павел, хотя и не бывший здесь во время Сошествия, изображен среди всех с книгой, как сводом принадлежащих ему писаний.

"Вселенскость" события подчеркивает бездна, раскрывшаяся между апостолами, на середине Сионской горницы. В черном проеме ее проступает фигура мужчины в короне. Это т.н. Царь-Космос, олицетворяющий собой мироздание. Присутствие его на иконе Сошествия глубоко символично и подробно исследовано, в частности, Н.Лосским в работе "Характер русского народа". Царь-Космос, по толкованию автора, принимает в свою очередь через апостолов благодать Святого Духа - букв. воцерковляется, так как день Пятидесятницы это еще и день рождения христианской Церкви.

Именно этой идее воцерковления космоса, вообще, характерной для православного миросозерцания, мы многим обязаны в обычае украшать храм на Троицу зеленью и считать всю природу праздничных дней обновленной, соучаствующей в торжестве. В церковном календаре Пятидесятница открывается днем поминовения усопших, Троицкой родительской субботой, и продолжается в течение недели. Епископ Иннокентий Херсонский по данному поводу замечает: "Троица - не одно какое-либо торжество, а целое собрание торжеств. Празднует ныне Новый Завет, ибо ныне день сошествия на апостолов Св. Духа, вместе с чем положено основание и начало Церкви благодатной. Празднует и "колено преисподнее", мир усопших, так как в этот день возносятся молитвы о милости даже и ко "иже во аде содержимым". Празднует мир природы, ибо, "убирая храмы зеленью", Церковь припоминает состояние человека и всего творения в Эдеме и провидит его в Небесном Иерусалиме, когда "все будет храмом". Все вместе и образует праздник веры; а венчает все любовь, объемля молитвенным расположением своим видимое и невидимое, небо, землю и преисподнюю".

Практика празднования Троицкого дня является очень древней. Уже в исторических источниках III в. Пятидесятница упоминается как общераспространенное торжество. У Тертуллиана в его книге "О крещении" говорится о пасхальном периоде в 50 дней и о празднике по его завершении. Как на отдельный праздник на Пятидесятницу указывают "Апостольские Постановления" и Ориген ("Против Цельса"). С IV в. свидетельства о Пятидесятнице становятся общими у церковных писателей: блж. Августина, свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Иоанн Златоуст первый упоминает также обычай украшать в этот день дома зеленью; Григорий же обращает внимание на обычай крещения в этот день.

Официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV в., когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) Церковь приняла догмат о Троице. От IV в. до нас также дошло описание того, как именно было обставлено празднование в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви. Принадлежит оно некоей паломнице Сильвии и повествует о богослужении, которое почти непрерывно продолжалось в течение суток, включая в себя совершение Всенощного бдения в церкви Воскресения, двух Литургий в Мартириуме и на Сионе, литии на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все торжества завершались около полуночи.

От VII в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском Уставе, на грузинском языке. Этот чин имеет сходные литии с теми, какие описаны у Сильвии. В них легко угадываются прообразы современных коленопреклоненных молитв, читаемых на праздничной вечерне. В Устав Великой Константинопольской церкви IX в. также включен полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, не менее впечатляющее и масштабное, чем богослужения Пасхи и Рождества Христова.

Интересное преломление и развитие получила на Руси традиция в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Соблюдаемая еще с ветхозаветных времен (Лев. 23, 10-17), для христиан она стала напоминанием о священной Мамврийской дубраве, под сенью которой патриарха Авраама некогда посетил Триединый Бог под видом трех странников (Быт. 18, 1-16). В православном же русском сердце, всегда желавшем полнее раскрыть связь между Божиим миром и Божиим храмом, зеленое убранство Троицына дня рождало особые, трепетные чувства.

Иван Шмелев пишет: "Это что-то... совсем не в церкви! Другое совсем, веселое!.. Это не наша церковь. Это совсем другое, какой-то священный сад. И пришли не молиться, а на праздник, несем цветы, и будет теперь другое, совсем другое, и навсегда. И там, в алтаре тоже совсем другое. Там в березах невидимо смотрит на нас Господь, во святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь другая... Которая именинница сегодня".

Земля-именинница - этот образ освящения за человечеством и природных стихий достоин того, чтоб наряду с остальной народной метафизикой "Святой Руси", "мiра", "соборности", богоугодного и искупительного труда на земле и угодников-покровителей большинства занятий, занять место в характерной палитре русского Православия. Никаким не язычеством, а самым учтивым и благоговейным чувством к творению веет от рассказа плотника Горкина маленькому Ване: "Прабабушка Устинья одну молитовку мне доверила, а отец Виктор серчает... нет, говорит, такой. Есть, по старой книге. Как с цветочками (во время вечерни - А.Р.) встанем на коленки, ты и пошопчи в травку: "И тебе, мати-сыра земля, согрешил, мол, душою и телом". Она те и услышит, и спокаешься во грехах. Все мы грешим. Вырастешь - узнаешь, как грешим. А то бы рай на земле был. Вот Господь завтра и посетит ее, благословит. А и на Духов день может и дожжок пошлет... Божью благодать".

И не является ли это лучшим свидетельством святости Руси в ее целом, подтверждением жившего в нашем народе живого, самобытного и творческого христианского опыта? Того самого опыта, который соответствует самым высоким мистическим видениям "небесных и земных сфер" отцов-аскетов Египта, Ближнего Востока и Греции и является прямым продолжением духовного восхищения Пятидесятницы, как о том говорится в праздничной службе: "От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения, Господи"?
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019