История народа принадлежит Поэту

Выступление на XXXIX Пушкинском празднике поэзии в Святогорском монастыре (5 июня 2005 года)

Все мы прекрасно помним те слова, которые написал князь В.Ф.Одоевский в некрологе после смерти Пушкина: "Солнце нашей поэзии закатилось!" Но мы не всегда помним, что В.Ф.Одоевский почти дословно повторил те слова, которые в 1263 году после смерти Великого Князя Александра Ярославича сказал Кирилл, митрополит Киевский: "Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской". Конечно, нельзя говорить о каком-либо случайном совпадении. Нельзя прежде всего потому, что именно Святой благоверный Великий Князь Александр Невский был небесным покровителем рода Пушкиных. Новгородскому Князю Александру Ярославичу служили предки Пушкина (отсюда в гербе рода Пушкиных появилась княжеская корона - как свидетельство службы Князю), а сам поэт через свою мать был потомком Рюрика в тридцать третьем колене, а потомком Александра Невского - в двадцать первом колене. Предок поэта Радша назван в Государевом Родословце, составленном при Иоанне Грозном, соратником Александра Невского, а сам Александр Сергеевич в "Моей родословной" писал: "Мой предок Рача мышцей бранной// Святому Невскому служил". Предки поэта в своих селах строили храмы в честь Святого благоверного Великого Князя, давали имя "Александр" детям своим в честь Князя Александра Ярославича.

Можно долго и подробно говорить о монархическом духе, которым было проникнуто мировоззрение поэта, но мы ограничимся лишь несколькими замечаниями. Царскосельские юношеские годы Александра Сергеевича прошли под покровом Иконы Знамения Божией Матери Царскосельской - той чтимой иконы, которую Царю Алексею Михайловичу принес в дар Патриарх Константинопольский Афанасий Пателарий и которую Император Петр Великий, уже как фамильную святыню дома Романовых, перенес в новопостроенную столицу Санкт-Петербург. Видимо, именно этим образом благословил перед кончиной Петр Великой дочь свою Елизавету, и точно известно, что Елизавета Петровна перед тем, как при поддержке Преображенского полка прийти к власти, два часа молилась перед иконой Знамения Божией Матери, а манифест свой о восшествии на престол дала 27 ноября - в день празднования иконы Знамения. Государыня Екатерина Великая велела построить в Царском Селе здание будущего лицея близ церкви, где находилась икона Знамения. В Знаменскую Церковь часто приходил лицеист Пушкин, а в 1820 году, когда горело здание лицея, икону вынесли из церкви и тотчас ветер, несший искры в сторону Знаменской церкви, чудесным образом изменил направление... Юный Пушкин ясно понимал, что перед ним - особо чтимый образ, фамильная святыня Императорской фамилии. И в написанном в 1830 году стихотворении "В начале жизни школу помню я..." он пишет о "Величавой Жене", которая "над школою надзор хранила строго". Близость святыни Царского дома, иконы Знамения Божией Матери Царскосельской - один из важнейших духовных символов, объясняющий становление монархического православного мировоззрения Пушкина - мировоззрения, которое при всей поразительной изученности жизни и творчества поэта, остается так мало объясненным и понятым. Действительно, с каким пренебрежением отмахиваются исследователи от фразы Александра Сергеевича "Без него я не жил бы", сказанной про Государя Николая 1, в котором видел поэт "немного от Петра Великого"... Монархист-государственник Пушкин до сих пор многим неудобен. О них, этих "пушкиноведах", старательно искажающих облик поэта, сам Александр Сергеевич сказал лучше кого бы то ни было. В дневнике Н.А.Муханова приводятся слова Пушкина об "озлобленных людях", "стоящих в оппозиции не к правительству, а к России".

Кредо Пушкина как историка-исследователя звучало так: "История народа принадлежит Поэту". В литературоведении иногда утверждается, будто эта фраза Пушкина - всего лишь полемика с Н.М.Карамзиным, который сказал, что история народа принадлежит Царю. Но Пушкин не спорил, он дополнил Карамзина... К публикации в "Современнике" готовил Александр Сергеевич проникнутое страстным монархическим духом сочинение Карамзина "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", опубликованное в 1837 году уже после смерти поэта.

А что знаем мы о духовной близости двух великих современников - преподобного Серафима Саровского и Александра Пушкина? В автографе стихотворения "Отцы пустынники и жены непорочны", датированном 1836 годом, есть рисунок Пушкина - изображен монах, молящийся в своей келье. Но при подробном рассмотрении рисунка видно, что монах не молится, а благословляет. От его поднятой руки исходит свечение. Лицо монаха на пушкинском рисунке сильно напоминает облик преподобного Серафима Саровского, кроме того, сама фигура его сгорблена - известно, что преподобный Серафим после нападения на него разбойников ходил сгорбленным. Изображенный поэтом монах облачен не в черную рясу, а в белый балахончик, какой носил, по свидетельствам современников, преподобный Серафим. Именно его земной облик запечатлел в своем рисунке Александр Сергеевич Пушкин. Столь точно передать облик преподобного Серафима мог лишь человек, видевший его, сохранивший в памяти подробности этой встречи.

Европейское Просвещение поставило перед всем миром и, в частности, перед Россией вопросы, на которые нужно было ответить, и ответы на них мог дать лишь гений, подобный Пушкину - столь же национальный, сколь и всемирный. Если бы мысль Пушкина не решила эти задачи, то Российская цивилизация осталась бы беззащитной и безоружной перед натиском богоборческого, гуманистического европейского вируса. Пушкин - возможно, первый, кто во весь голос заявил о всемирном значении Российской цивилизации. Это должен был сказать именно он, тонкий знаток античности и европейской культуры, "переболевший" вольтерьянством и идеями Просвещения, он - трепетно любивший сыновней любовью русскую крестьянскую культуру и призывавший: "Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка". Пушкин явился предтечей славянофилов, которые потому Западную цивилизацию отвергли, что западную идею познали и превзошли ее, найдя главные духовные сокровища в родной национальной культуре и в Православной вере. В 1824 году А.С.Пушкин пишет: "России определено было высокое предназначение, еЈ необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Русью". Пушкин знал освобождение Россией Европы от Чингисхана и Наполеона, но не знал освобождение Россией Европы от Гитлера, но и об этой спасительной для "цивилизованного" мира миссии России Пушкин пророчески сказал в 1824 году. "Растерзанная и издыхающая Русь" в ХХ веке спасла Европейскую цивилизацию, даровав мир и спокойствие народам планеты. И сейчас Россия, "сердце мира" по Х.Макиндеру, несмотря на "растерзанность" свою, почти "издыхающая" страна, стоит на пути всесокрущающего катка глобализации.

Александр Беззубцев-Кондаков, Член Союза писателей России, Главный редактор газета "Небесный всадник"
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Беззубцев-Кондаков:
«О праздничных днях ноября»
Представляем видеозапись беседы Александра Беззубцева-Кондакова с доктором философских наук Андреем Вассоевичем
04.11.2013
«Важно, что фестиваль стал "межсоюзовским"»
Александр Беззубцев-Кондаков о первом Международном фестивале Козьмы Пруткова, прошедшем под Петербургом
17.09.2013
Александр Беззубцев-Кондаков: Кого считать властью?
Предварительные итоги дискуссии о переносе памятника Императору Александру III на историческое место
11.07.2013
«Горделивый хам только самого себя считает человеком»
В Петербурге обсудили вызвавший общественную дискуссию «Справочник трудового мигранта»
24.10.2012
«Подобие Фиваиды, Пустынькой нарекаемое…»
Имение А.К.Толстого Пустынька и обстоятельства «рождения» Козьмы Пруткова
14.08.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019