Священником может стать любой?

0
207
Духовное здоровье народа во многом зависит от нравственного состояния духовенства. Не случайно большинство канонов посвящено именно этому. Забота о пастве требует поддержания высокого нравственного авторитета пастырей и строго карает небрежность или заблуждения духовенства. Многовековая история Русской Православной Церкви говорит о том, что наш народ в большинстве своЈм окормляло духовенство белое, то есть женатое. Целибатных священников, то есть при рукоположении принявших обет безбрачия Русская Православная Церковь до Собора 1917-1918 годов не знала вовсе. Хотя никто в нашей Церкви не уничижал саму возможность целибата у священников, самих их, судя по всему, в России не было. Почему? Скорее всего, потому что их не принял бы народ.

На протяжении многих веков одной из болезненных и нерешенных проблем Церкви было духовенство вдовое. Известно, что если русский священник терял свою супругу, то он тут же лишался и священнического места, то есть самой возможности служить священником, хотя никаких канонических препятствий его служения в Правилах нет. Рассуждали при этом видимо так: за нравственным здоровьем женатого священника зорко следит жена, попадья, за священником-монахом его игумен, а кто станет преградой для искушения вдового батюшки? Только его совесть?

Заботясь о высоком нравственном авторитете духовенства так, чтобы и тень сомнения в непорочности народного пастыря не падала на священника, традиция запрещала служение вдовых батюшек. Не принял бы вдовых священников и народ, и тем более священников целибатных. Да и с другой стороны, если всЈ равно ты от семьи отказываешься, чего в монастырь не идЈшь? Мудрено это как-то. Следуя этой традиции, Русская Православная Церковь и не имела практики рукоположения целибатных священников.

Сейчас проблема не состоящих в браке священников приняла совсем неожиданный оборот. У нас в массе появились священники разведЈнные (или по старому - распутные), причЈм в значительных количествах. В нашем храме разведенных больше, чем сумевших сохранить семью. Мне неизвестны каноны впрямую запрещающие или как-то ограничивающие служение разведенных. Не исключено, что никому и в голову не могло прийти, что такое возможно.

За десятилетия провозглашенной коммунистами свободы и эмансипации женщин брачные узы ослабли настолько, что разведение (распутство) супругов стало едва ли не правилом личной жизни для наших современников. При таком положении дел, спрашивается, чему может научить разведЈнный священник наших мирян? Если сам не сумел сохранить семью, как учить будешь других? Служение в Церкви разведЈнных священников настолько снижает нравственный авторитет духовенства в целом, что не удивительно, что клир перестает быть нравственным эталоном для верующих. Если прелюбодеяние искушает женатого пастыря, то как с ним бороться разведЈнному? Время от времени Церковь потрясают ужасающие, немыслимые скандалы, связанные с падением того или иного духовного лица. Может быть, в этом виновата не только пресса, готовая позлорадствовать по любому поводу, уничижающему Церковь? Если развод клирошан становится обычным делом, то народ не удивляется и прочему.

Безусловно, в таких условиях требуется немалое усилие всей Церкви, чтобы высочайший уровень нравственной жизни, который всегда являли своей пастве русские священники, вернул нашему духовенству их законное право и обязанность быть учителями народной жизни.

И во всяком случае требует серьезного рассуждения сама возможность служения разведенных священников и диаконов.

Конечно, встает проблема, а куда деваться разведЈнным батюшкам в случае, если они лишатся прихода. То есть та же самая проблема, что была с вдовыми в России на протяжении многих веков. Думаю, что не столь уж это и не решаемая ныне проблема. Сейчас у Церкви так много дел помимо непосредственно богослужения! Мне известно несколько разведенных бывших клирошан вполне устроивших свою жизнь на богоугодных поприщах православного книгоиздательства, торговли и производства церковных предметов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35