Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), журнал "Вестник Русского Христианского движения" (Париж-Москва-Нью-Йорк), Российский государственный гуманитарный университет (Москва) проводят Международную научно-богословскую конференцию "О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе"
Москва, 28-30 сентября 2005 г.
И Себя Самого даруй
Ты, что непримирим и мирен
Ян Твардовский (перевод С.Аверинцева)
Было бы, однако, до крайности жаль, если бы этика сопротивления, одновременно мирного и непримиримого, выработанная противостоянием тоталитарным режимам, оказалась бы утраченной христианством завтрашнего дня. Ибо сопротивление при всех условиях остается христианским императивом, христианской жизненной нормой: сопротивление князю мира сего - и тогда, когда оно лишь косвенно относится или вовсе не относится к сфере политики.
С. Аверинцев
В вынесенных в эпиграф поэтических строках польского священника Яна Твардовского, переведенных Сергеем Аверинцевым, а затем осмысленных им же в контексте собственных размышлений о "будущем христианства в Европе", заключена и та тревога, и та надежда, которые заставляют нас сегодня говорить на заявленную тему.
Казалось бы, еще совсем недавно мы радовались практически бескровному падению коммунистических режимов в Восточной Европе и окончанию "холодной войны", а еще раньше, например, снятию взаимных анафем патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI; еще столь свежо наше благодарное восхищение теми, чье мирное и непримиримое противостояние сделало возможным это и многое другое подобное, - как зло вновь явственно наносит свой удар. Можно вспомнить здесь трагедии, подобные 11 сентября или Беслану или другие, не столь известные, но не менее значимые события и явления - но так или иначе новое наступление, новая агрессия зла очевидны. Разница лишь в том, что кто-то пытается забыть о неизбежном за радостями и проблемами сегодняшнего дня, кто-то - заговорить зло заклинаниями силы, а кто-то - все же с усилием вглядеться в мир и человека, как и в подступившую к ним тьму, чтобы достойно встретить противника.
Проблема здесь в том, что зло, как правило, никогда не является в своем прежнем обличье. Впрочем, обычно оно высылает вперед призрак своего предыдущего воплощения, дабы все наши боеприпасы были истрачены на него, а затем приходит в своем новом и неожиданном образе и тогда уже берет всех чуть ли не голыми руками. Признаком же проигрываемой войны со злом или паники перед ним чаще всего и является потеря одного из двух этих принципов - мира или непримиримости. Зло захватывает нас, либо заражая своей немирностью, выдающей себя за христианскую непримиримость, полыхающей "праведным" гневом священной войны и провоцирующей начать сопротивление не злу и греху, а злому и грешнику, либо наоборот - духом неразличения добра и зла и компромисса между ними, выдающим себя за дух мира и согласия. Увы, обе эти подмены мы в изобилии можем сегодня видеть вокруг - и в церкви, и в обществе, и в политике, и в культуре, и в семье, и в профессиональной сфере.
Конечно, оба этих принципа, взаимно выявляющие и поверяющие подлинность одного и другого, по-настоящему совместимы лишь в контексте Евангелия и потому ставят перед церковью вопрос, о жизни по Евангелию, т.е., по приведенному слову Яна Твардовского, о присутствии в нашей жизни "Того, Кто непримирим и мирен". Тот же вопрос - о совместимости двух этих антиномичных принципов мира и непримиримости в сопротивлении злу в действительности встает и перед обществом, хотя и формулируется он здесь, естественно, по-другому и несколько на других основаниях...
Мы надеемся, что наша конференция поможет поставить этот вопрос, встающий сегодня едва ли не как вопрос жизни и смерти и перед церковью, и перед обществом, и рассчитываем на Ваше заинтересованное участие.
Заявку на участие в конференции и тезисы Вашего выступления
(до 2-х страниц) просим присылать в оргкомитет до 1 июня 2005 года
Контактный адрес:
Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29 - 38
Тел/fax 923-03-80, 925-77-86; e-mail: info@sfi.ru
www.sfi.ru