Этот регион всегда имел важное стратегическое значение. Кенигсберг входил в Ганзейский союз, и именно с территории Восточной Пруссии немцы наносили удары по нашей стране в двух мировых войнах. Неудивительно, что, последние пятнадцать лет в народе время от времени ходят слухи о "возвращении" области Германии. В региональных политических кругах периодически возникают различные проекты: продажи или передачи его одной из стран-соседей, или даже придания Калининграду статуса "вольного города" или республики. Кроме того, вполне серьезно несколько лет назад в местной прессе обсуждался вопрос по возвращению городу прежнего имени. К счастью, Калининград остался Калининградом, но этим летом в нЈм будет пышно отмечаться 750-летие Кенигсберга.
Калининградская область, вошедшая в состав России после войны, до недавней поры совсем не знала православия. Первый православный храм появился здесь лишь два десятка лет назад. До этого в основе жизни лежала советская атеистическая культура.
Проблема идентичности всегда была актуальной для жителей этого города. После распада СССР, оказавшись оторванной от России, область превратилась в островок в сердце Европы. А после вхождения Литвы в Евросоюз жители региона потеряли свое закрепленное в Конституции право на свободное перемещение внутри страны. Молодежь предпочитает проводить свой отпуск в Польше и Литве, нежели в России.
В городе, по сути, только три полноценных вуза, самый известный из которых - Калининградский Государственный Университет, который собираются переименовывать. Университет, чьи корпуса расположены по всему городу, готовит специалистов как гуманитарного так и технического профиля. В университете существуют исторический, лингвистический, филологический и юридический факультеты. Завтрашняя калининградская интеллигенция - это в том числе и студенты КГУ. которые через несколько лет будут либо интегрировать регион в Европу, либо проводить действительно патриотическую пророссийскую политику.
Именно поэтому Западу так важно сформировать у них мировоззрение, направленное на реализацию "общеевропейских ценностей".
Неудивительно, что борьба за души молодежи особенно сильна именно здесь. Возле университетских корпусов часто можно встреть сектантов. К сожалению, не меньшая опасность подстерегает молодых людей в университетских стенах.
Студентам с первых дней учебы методично внушается мысль о том, что наилучшее, чего можно и нужно добиваться - это поездка за границу в какой-либо университет-побратим. Университетское руководство, заявляя о необходимости принятия мер против "утечки мозгов", в действительности, занимается прямо противоположным - всячески эту утечку обеспечивает.
Просвещением студентов и внушением им "демократических ценностей" занимаются различные зарубежные фонды, на чьи деньги создаются дочерние местные организации. Чаще всего в уставах таких организаций звучат слова "молодежь", "толерантность", "общественное объединение".
Создаваемые за счет зарубежных грантов "молодежные организации", прочно пустили корни в студенческой среде КГУ. На стендах, висящих в коридорах, находятся объявления разнообразных немецких фондов, желающих, конечно же, помогать просвещению студентов и прививать в их сознание "европейские демократические ценности", в частности, за свой счет знакомить их с прекрасным демократическим миром Евросоюза. Плакаты предлагают любому успевающему в учебе студенту или аспиранту поучаствовать за счет зарубежных организаций в международных образовательных программах. Тем, кто не хочет ехать за границу и проявлять какую-либо активность, заграничные фонды предлагают посмотреть кино или поучаствовать в изучении иностранного языка, без которого в "прекрасном новом мире" никто не сможет работать (излюбленные методы сект).
Сами же "учителя", по-видимому, принципиально не учат языка той страны, в которой работают. Они даже не удосуживаются перевести на русский язык большую часть вывешенных рядом с расписаниями занятий и административными приказами объявлений, а то, что всЈ же переведено, написано совершенно безграмотным языком компьютерного переводчика.
Хотя не все так плохо. В КГУ много православных - как среди студентов, так и среди преподавательского состава. И не без стараний последних в университете время от времени проводятся православные чтения и мероприятия. А два года назад был выделен участок под строительство при университете храма св. Татианы, и, может быть, храм станет тем нравственным ограничителем, который будет остужать пыл чрезмерных "западников".
Сейчас пресса сообщает о переименовании Калининградского Государственного Университета в Российский Государственный Университет имени Канта в Калининграде. Говорить о реальности такой инициативы и ширине затрагиваемой ею аудитории вряд ли приходится. Одно дело - ученые-кантоведы, в чьем искреннем желании такого шага никто, конечно, не сомневается, но другое - студенты и преподаватели, в чьи рамки научных интересов Кант не входит.
Тема переименования университета затрагивалась местными СМИ в начале этого года. Затем наступило временное затишье. Но спустя три месяца происходит уже констатация - университет переименовывается. Студенты и преподаватели оказались поставлены перед фактом. То обстоятельство, что ряд преподавателей университета в начале года выступали против смены названия университета, ничего не значит. Осуществить переименование обещают к началу нового учебного года. В числе причин того, что идея все-таки получит воплощение, местными СМИ называется, например, личное желание губернатора области. Однако на поверхности остаются факты заинтересованности немецкой стороны.
Для православных в данном вопросе, в общем-то, достаточно мнения митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, который заявил о своЈм несогласии с переименованием, поскольку нигде университеты не называются именами ученых, чья деятельность не связана с жизнью страны. По его словам, университет имени Канта на российской земле - это также странно, как если бы в Германии появился университет имени Тургенева или Достоевского.
Однако ещЈ не все потеряно - несмотря на то, что решением конференции трудового коллектива университета смена названия все же произойдет, этого может и не случиться. Ведь для того, чтобы университет стал носить другое имя, необходимо утверждение его учредителем КГУ - Федеральным агентством по образованию. Пока этого не произошло, еще есть время оказать общественное воздействие на властные структуры.
Надо сказать, что переименование университета - отнюдь не первая ласточка в процессе онемечивания калининградских земель. Постройка кладбища гитлеровских солдат в центре Калининграда, немецкое поселение, в котором нет ни одного указателя на русском языке, подготовка к помпезному празднованию "750-летия Кенигсберга", - звенья одной цепи.
Жителям русского города необходимо осознавать себя русскими. Для Калининграда обретение самоидентичности является, пожалуй, самой актуальной из проблем. Решить еЈ сейчас способно только Православие - другого средства просто нет.