Пример доброго начальствования и мужества воина

17 марта - день памяти благоверного князя Василько Ростовского

4 марта 1238 г. реке Сити объединенное войско Владимиро-Суздальской Руси приняло бой с татарами. Отряд Бурундая подошел внезапно: не со стороны Ярославля, как думали, а от Бежецкого Верха и напал на неподготовленный к сражению русский стан. Открылась кровопролитная сеча; дружины великого князя Георгия Владимирского, при всем мужестве, не устояли; сам князь был убит; почти все русское войско полегло.

Племянник Георгия князь Василько Ростовский, израненный, остался пленником в руках у татар. Две недели те безжалостно влачили его до Шеренского леса (место между Калязиным и Кашиным), а после остановились и расположились станом. Василько, несмотря на юные годы, имел величественный вид, а мужество и крепость руки его были известны, как на Руси, так и противникам. Пленнику, по обычаю татарского племени, повсюду вбиравшего в свои ряды лучших из представителей порабощенных народов, предложили идти в службу к Батыю, обещали великую дружбу, хвалились своим воинским счастьем. Мужественный князь на это ничего не отвечал.

Считая, что Василька, изнуренного пленом, нужно расположить к себе, татары предложили ему кумыс и конину, а заодно с этим и совершение жертвы богам. Это переполнило чашу терпения князя и он, как передает летописец, со смелостью отвечал: "Кровопийцы, враги Христа и земли Русской, не могут быть моими друзьями! О темное царство, есть на тебя Божий суд, и ты разрушишься, когда исполнится мера твоих злодеяний!" Татары разъярились и соревновались между собою в изощренных мучениях и пытках. Василько вслух молился: "Господи, Ты знаешь тайны сердца моего, знаешь все нечистоты мои; очисти меня от грехов моих". Неустрашимого князя свирепо умертвили и бросили в лесу.

Почти тотчас открылось почитание Василька, причем не как мученика, подобно его дяде, великому князю владимирскому Георгию, а как святого благоверного князя. Современникам он был известен не только как стойкий воин, который, невзирая на молодые годы, успел уже прославиться на поле брани, но и как мудрый правитель своего княжества и строитель Северо-восточной Руси.

Отцом Василька был великий владимирский князь Константин. В истории он известен умиротворением усобицы в среде братьев, сыновей Всеволода Большое Гнездо. В 1216 года на речке Липице вместе с братом Мстиславом ему удалось разбить войско Георгия Всеволодовича и сесть по праву старшинства на престол во Владимире. Однако, воздавая должное брату и прощая его, победитель завещал ему, а не сыну своему Васильку Константиновичу, великокняжеский Владимиро-Суздальский стол.

Это был тот краткий период, в который, как пишет граф М.В.Толстой в "Рассказах из истории русской церкви", Русь наслаждалась спокойствием и единством. Правление Константина продолжалось только три года, с 1216 по 1219 гг. На месте прежней соборной церкви в Ростове, которая по неопытности зодчих обрушилась, он заложил великолепный храм Успения Богородицы; оказывал любовь к просвещению, необыкновенную в его время. "Когда еще вся Европа коснела в глубоком невежестве, - замечает историк, - у Константина были писцы, которые списывали для него множество рукописей, и просвещенный князь часто и прилежно читал их. Он был благочестив, любил раздавать милостыню, не оскорблял ни одного человека, но словом и делом утешал всякого".

При нем во Владимире служил епископ Симон, ныне прославленный Церковью, постриженник Печерского монастыря и писатель житий подвижников Киевских. Владимир переживает расцвет. Князь и святитель являют собой редкий пример сочетания духовного и государственного разума. Святитель Симон скончается в 1226 г., приняв пред смертью великую схиму. Современники назовут его "блаженным, милостивым и учительным епископом". Житийные его повествования, наряду с текстами преподобного Нестора, составили основу Печерского патерика. В послании к Поликарпу святой Симон вспоминает обитель преподобных Антония и Феодосия, из которой вышло тогда уже до 50 епископов, и пишет о себе так: "Я рад бы был оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но тебе известно, что удерживает меня. Кто знает, что у меня, грешного Симона-епископа, соборная церковь во Владимире - красота города, а другая - в Суздале, которую сам я построил? Сколько они имеют городов и сел! И десятину собирают со всей земли той. И всем тем владеет худость наша. Но пред Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочел бы я за ничто, если бы мне хоть колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нем хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников".

Ко всеобщей горести, Константин скончался в цветущих летах (на 33 году). К Васильку, старшему сыну, которому в то время было всего 10 лет, отошел Ростов. Во Владимир, на великокняжеское место, перешел брат Георгий. Всем же сыновьям великий князь завещал жить согласно, делать добро и чтить дядю, Георгия, как второго отца.

В Ростове юный Василько скоро стал показывать делами, что достоин княжения. Вот как описывает его летопись: "Он был красавец лицом, с очами светлыми и грозными; он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя. В нем мужество соединено было с умом и правдивость - со знанием. Он был во всем сведущ, на все способен. Это был отец и кормитель сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех бедных". Большую роль сыграл Василько в отвоевании на исходе 1220 г. у булгар места слияния Волги с Окою и основании Нижнего Новгорода: привел местное население к присяге на верность и развернул работы по насыпке укреплений. При первом появлении татар по воле дяди своего, великого князя Георгия, ходил он с ратью на подмогу к южным князьям и дошел уже до Чернигова, когда узнал о жестоком поражении русского войска на берегах Калки.

При вступлении монголо-татар в Русские земли Георгий Всеволодович поначалу надеялся, что беда обойдет Владимир стороной. Поэтому, когда рязанский князь Юрий Ингварович обратился к нему за помощью против Батыя, тот отказал ему, заявив, что "особ сотворити с ним (Батыем) брань". Но сначала Рязань, а затем и Владимир подверглись ужасающему разорению. В Рязани после пятидневной кровавой битвы были вырезаны почти все, включая князя Юрия с семейством. Пленников распинали, храмы оскверняли насилием женщин и девиц, обагряли алтари кровью священников. То же самое повторилось и во Владимире, оказавшемся беззащитным, ибо Георгий из желания собрать силы и сохранить их до лучшего времени, удалился в глушь лесов на берега реки Сити, где болота простирались на огромные пространства. Во время короткого штурма столицы погибло множество владимирцев, включая великокняжескую супругу с детьми. Получив известие об этом, Георгий, как повествуют, горестно восклицал словами Иова: "Так ли, Господи, угодно милосердию Твоему? Зачем я остался один?" Спустя краткое время он был разбит Бурундаем и сам пал в бою, а племянник Василько, невзирая на стойкость, достался татарам.

Тело умученного юного князя Василька, брошенное в Шеренском лесу, нашла местная жительница и сказала о том поповскому сыну Адриану, который взял тело и по прошествии некоторого времени перенес на вотчину в Ростов. Там его погребли в княжеской усыпальнице под сводами алтаря Ростовского соборного храма, в средине ее, под самым престолом, куда приходило множество люда, не только ростовского, но и приезжего. Примечательно, что своих сыновей князь назвал в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сам же Василько явил сходный подвиг принятия лютых страданий за чужие грехи - оскудения любви и взаимовыручки, разъединения в Русских землях, по причине чего почитается покровителем Руси и молитвенником о единстве и добром начальствовании в ней.

Место страдальческой смерти князя Василька неподалеку от Кашина также стало местом паломничества. Позднее, в память подвигов князя-мученика здесь устроили Шеренский монастырь, а после возникло село Шеренское, при реке Шеренке. В церковных святцах память святого благоверного князя Василька (Василия) Ростовского отмечается в день его мученической кончины 4/17 марта.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019