itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Заявление председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, епископа С.В.Ряховского от 8 февраля 2005 г.

в Таганский районный суд г. Москвы федеральному судье В.П.Прощенко по делу о выставке в центре имени А.Сахарова

0
165
Время на чтение 18 минут
Уважаемый Владимир Петрович!

Российский объединенный союз христиан веры евангельской считает необходимым обратиться к Вам с заявлением о позиции российских протестантов относительно выставки "Осторожно, религия!", организованной и проведенной с 14 по 18 января 2003 г. в музее Общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова выставка "Осторожно, религия!" (организаторы - директор общественного центра "Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова" Ю. Самодуров, кураторы Н.Золян и А.Зулумян). Наша позиция заключается в следующем:

1. Указанная выставка представляла собой, по нашему мнению, преднамеренную экстремистскую акцию, направленную на возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан. Мы считаем, что эта выставка изначально планировалась для провоцирования в российском обществе межрелигиозной вражды, ненависти и нетерпимости.

2. Хотя указанная выставка направлена на оскорбление религиозных чувств православных верующих, на унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии, в действительности, содержание и направленность как целого ряда представленных на выставке работ, так и самой выставки в целом, по нашему мнению, были глубоко оскорбительны для всех христиан, для всех христианских конфессий. К руководству протестантских централизованных религиозных организаций России обращалось множество верующих протестантов, которые узнали о проведении выставки "Осторожно, религия!" из средств массовой информации и из информации, размещенной в интернете, в том числе размещенной организаторами указанной выставки (http://www.sakharov-center.ru). Обратившиеся заявляли, что они чувствуют себя глубоко оскорбленными и жестоко униженными, что они претерпевают глубокие нравственные страдания от того, что в нашем демократическом правовом государстве организуются такие ксенофобские выставки, целью которых является глумление над христианством и верующими христианами. Но даже если бы эта выставка была направлена только против Русской Православной Церкви, Российский объединенный союз христиан веры евангельской не смог бы промолчать, потому что мы понимаем, что действия устроителей выставки вызваны религиозной ненавистью и нетерпимостью к христианству вообще, а такое не может остаться без общественной оценки в цивилизованном обществе, где выражение "права человека" - это не пустой звук.

3. Мы убеждены, что организаторы этой экстремистской выставки и те ее участники, содержание авторских экспонатов которых было направлено на оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан, должны быть привлечены к ответственности. Мы считаем их действия отвратительными и недопустимыми в правовом демократическом государстве. Никто не вправе глумиться над религиозными чувствами и человеческим достоинством людей! Государство обязано дать таким действиям правовую оценку. По нашему мнению, выступивший одним из организаторов этой выставки директор Общественного центра имени А. Сахарова Ю. Самодуров порочит имя известного демократа и правозащитника Андрея Сахарова, который никогда себе не позволял таких выходок, но, напротив, был человеком очень веротерпимым.

4. Любые разговоры в судебных разбирательствах или сопровождающих их публикациях в прессе о богохульности или небогохульности тех или иных действий беспредметны, необоснованны и являются явной попыткой ввести суд в заблуждение, затянуть разбирательства. Бог поругаем не бывает! Речь идет не о том, что можно или нельзя производить предметы, изображения, тексты, инсталляции, спектакли или фильмы, которые носят богохульный характер. Но речь о том, что публично демонстрируемые (озвучиваемые, реализуемые, распространяемые и т.п.) предметы, изображения, тексты, инсталляции, спектакли или фильмы не должны оскорблять религиозные чувства и человеческое достоинство верующих (христиан, иудаистов, мусульман, буддистов и др.), не должны быть направлены на пропаганду их неполноценности по признаку отношения к религии или/и на возбуждение религиозной вражды, ненависти или нетерпимости.

Да, в российском законодательстве не предусмотрено наказание за богохульство, о чем многократно заявлял в СМИ Ю.Самодуров (например: http://portal-credo.ru/site/?act=authority&id=180, 5 марта 2004 г.) Но часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации, устанавливающую запрет на пропаганду, возбуждающую религиозную ненависть и вражду, статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации об уголовной ответственности за возбуждение религиозной ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, никто не отменял. Равно как действуют и статьи 2821 и 2822 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности".

5. Возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан и пропаганда их неполноценности по признаку отношения к религии, провоцирование в российском обществе межрелигиозной вражды, ненависти и нетерпимости - все это, сполна и самым явным образом проявившееся в действиях организаторов и участников указанной выставки, никак не может быть оправдано свободой литературного, художественного или иного вида творчества. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Следовательно, любые попытки оправдать возможность возбуждения религиозной вражды посредством оскорбления религиозных чувств верующих и глумления над религиозными святынями свободой творчества и выражения убеждений - лживы и опасны для демократии, являются не только явным злоупотреблением правом, но и, сами по себе, являются содействием экстремистской деятельности и разновидностью экстремистской пропаганды. В этой связи мы считаем особенно хамскими сделанное Ю.Самодуровым в газете НГ-Религии (20 августа 2003 г. ?14) заявление о том, что если религиозные объединения отделены от государства, то позволено любое надругательство над религиозными чувствами верующих, а также его же обещание (там же) провести еще несколько подобного рода выставок, что ярко показывает осознанность действий Ю.Самодурова.

Мы считаем, что все происшедшее на вышеупомянутой выставке не было искусством. Это была явная провокация и ксенофобская акция. Мы считаем, что в происшедшем ничего не может быть непонятным, а потому, якобы, вызывающим неосознанную агрессию. Напротив, нам все предельно понятно. Вышеупомянутая выставка есть варварство, попирающее демократию в России, своего рода погром, направленный против христианства. Мы считаем, что свобода критического осмысления или какой бы то ни было интерпретации различных элементов культуры или религии, а равно так называемое "современное искусство" (в любом его проявлении) не могут оправдать религиозной ненависти и нетерпимости, не могут служить основанием для освобождения от ответственности за возбуждение религиозной вражды.

6. Мы считаем, что данная выставка была чисто политической, не имеющей прямого отношения к искусству. Более того, мы считаем, что это была совершенно определенно целенаправленная изощренная провокация. В представленных экспонатах и их подборке в целом явно доминировала идеологическая подоплека. Эстетическая составляющая была подчинена единой провоцирующей антихристианской направленности. Возможности искусства для участников и организаторов выставки являются лишь средством изощренного глумления над религиозными чувствами граждан, пропагандой ненависти и возбуждением религиозной вражды и розни. Выставляя предметы христианского культа и поклонения в искаженном, высмеивающем, унизительном виде, организаторы имели своей целью пропаганду неполноценности граждан России, исповедующих христианство, унижение их человеческого достоинства. Тем самым выставка объективно должна была привести к провокации, к конфликту и противостоянию групп населения, различающихся религиозной принадлежностью. Представленные на выставке "Осторожно, религия!" экспонаты апеллируют к многочисленным христианским символам, изображают в издевательском аспекте христианские святыни, сознательно используют их изображения для надругательства. В частности, это надругательство выражается в следующих оскорбительных для религиозных чувств верующих действиях: то, что является высоким и святым для верующих христиан, выставляется в плане непристойного, низкого и греховного; со священными для верующих предметами культа совершаются непристойные действия, манипуляции, которые воспринимаются верующими христианами как глумление и поругание. Экспонаты выставки "Осторожно, религия!", пострадавшие от действий возмущенных граждан 18 января 2003 г., содержали изображения, предметы или тексты, имеющие религиозное культовое назначение, несущие определенный религиозный смысл, а также выражающие традиционные культурные и этнические ценности народов Российской Федерации. В тех представленных на выставке "Осторожно, религия!" работах, пострадавших от действий возмущенных граждан 18 января 2003 г., данные изображения, предметы или тексты, имеющие религиозное культовое назначение, несущие определенный религиозный смысл, а также выражающие традиционные культурные и этнические ценности русского и других народов России, были представлены в искаженном виде, либо в неприемлемом, оскорбительном и унизительном для верующих сочетании с другими изображениями, предметами или текстами. Организаторы выставки намеренно выстроили выставочный ряд экспонатов таким образом, чтобы экспонаты при их восприятии гражданами выражали изобразительными средствами оскорбительные и унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении Русской Православной Церкви и других христианских конфессий России, а также социальной группы граждан России, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к христианству. Отдельные экспонаты выставки и вся выставка в целом как публичное социальное мероприятие побуждали к негативным оценкам и действиям против христианских конфессий и христиан, как, якобы, представляющих "опасность" для российского общества, ограничивающих и подавляющих свободу и "творческие устремления". В этой связи закономерными и справедливыми, психологически адекватными и в социальном отношении правильными были действия граждан, пресекших проведение данного мероприятия путем порчи ряда наиболее провокационных и экстремистских экспонатов в условиях, когда никаким иным образом пресечь факт возбуждения религиозной вражды было невозможно, а правоохранительные органы проявили бездействие.

Действия организаторов выставки были прямо провокационными, так как для человека, усвоившего культурные нормы, правила поведения, ценности и идеалы европейской культуры или российской культуры (являющейся частью европейской), вполне закономерна и предсказуема реакция на глумление над святынями, которые почитали его предки, почитает он сам и значительная часть общества. Провокационными являются действия, которые представляют собой кощунственное глумление и издевательство над христианскими святынями и предметами культа, оскорбляют религиозные и национальные чувства, возбуждают и разжигают религиозную вражду и рознь. Естественной реакцией верующих на подобные провокационные действия будет попытка остановить кощунство, прекратить издевательство над христианскими символами и предметами культа. Европейская культура и этика предписывает, что долгом человека, тем более христианина, является пресечение поругания святынь, кощунства, глумления, надругательства над предметом религиозного почитания. Реакция верующих, пытающихся остановить издевательство над христианскими святынями, является вполне нормальной, предопределенной общепринятыми представлениями о неприкосновенности предметов культа и почитания. Таким образом, действие устроителей композиции в музее имени Андрея Сахарова необходимо классифицировать как сознательную изощренную провокацию, публично совершенную в центре Москвы. Российский объединенный союз христиан веры евангельской занимает исключительно правовую позицию относительно решения подобного рода проблем. Но мы не можем гарантировать, что в следующий раз длящиеся правонарушения в виде аналогичных выставок где-нибудь в регионах не будут вынужденно пресекаться уже протестантами. И лучше не доводить до этой ситуации.

7. Мы заявляем о своей безусловной поддержке решения Замоскворецкого суда Москвы, признавшего незаконным возбуждение уголовного дела в отношении группы граждан, пресекших длящееся правонарушение - ксенофобскую выставку "Осторожно, религия!".

Уничтожение или порча ряда экспонатов выставки спровоцированными гражданами не представляет никакой социальной опасности и не может оцениваться в понятиях материального и морального ущерба за исключением физической стоимости материалов, использованных при изготовлении экспонатов (бумаги, картона, металла и т.д.). Представленные на выставке экспонаты не могут подлежать оценке как произведения искусства, произведения художественной культуры в соответствии с принятыми в обществе традиционными понятиями и нормами. Они не представляют никакой исторической или культурной ценности. Их условная стоимость на 18 января 2003 года может быть исчислена только стоимостью физических материалов, использованных при изготовлении экспонатов (бумаги, картона, металла и т.д.). Учитывая незначительную величину этой стоимости и существенную общественную значимость действий граждан, прервавших экстремистскую акцию по возбуждению религиозной розни, следует признать действия этих граждан правомерными, а компенсацию материального ущерба, наступившего в результате этих действий, отнести на счет организаторов данной провокационной акции - администрации Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова и лично Ю.Самодурова.

Продемонстрированные на выставке "Осторожно, религия!" кощунственные экспонаты оскорбляли религиозные чувства христиан, унижали их достоинство, содержали осмеяние христианских святынь, пропаганду неполноценности граждан христианского вероисповедания по признаку их отношения к религии, а также несли в себе утверждения, что христианство - это носитель общественного зла и последствия его распространения опасны для людей. Публичные действия организаторов и участников выставки были направлены на то, чтобы вызывать недоверие, неприязнь, насмешку, чувство отвращения и ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан, исповедующих христианство. Данные действия организаторов и участников выставки способны возбудить среди российских христиан чувство естественного недоверия и вражды к согражданам-атеистам и представителям других религиозных исповеданий. Все эти действия неизбежно должны были повлечь за собой спонтанную реакцию граждан по пресечению демонстрации данной экспозиции. Совершенно естественной является реакция людей, которым были нанесены недопустимые оскорбления. Если люди видят надругательство над символами, духовными святынями, предметами культа, своими, своих родителей и значительной части общества, то нормально, когда своими действиями они пытаются пресечь это надругательство. Большинство религиозных учений предписывают своим последователям останавливать глумление над религиозными святынями, символами и предметами культа. Остановить богохульство и, защищая святыни и предметы культа, принять на себя какие-либо страдания не только почетно и спасительно для верующего человека, но и необходимо. Напротив, равнодушие к поруганию святынь расценивается как грех. Глумление и надругательство над святынями вызывает естественную ответную реакцию, обусловленную самой сутью религии. Остановить глумление и пострадать за это понимается в религиозной традиции как мученичество за веру, а почитание мучеников - одно из важнейших проявлений феномена религии. Поэтому чтобы не провоцировать таких ситуаций и сопровождающий их рост напряженности в обществе, в международном праве и законодательстве большинства стран мира закреплены нормы, запрещающие оскорбление религиозных чувств граждан и возбуждение религиозной вражды. Эти меры обусловлены этическими и моральными нормами, а также особенностью самого феномена религии. Поскольку организаторы и участники выставки в центре им. Андрея Сахарова прямо нарушили это правило любого демократического общества, то правоохранительные органы обязаны были воспрепятствовать устроению подобной провокационной выставки, предотвратив возрастание напряженности в обществе.

8. Мы считаем необходимым заявить о своей тревоге относительно того, что подобного рода акции очень серьезно провоцируют в российском обществе антисемитизм и ненависть к иудаизму, дают питательную пищу для антиеврейской пропаганды. Ничем не ограниченная "свобода творчества" самодуровых и иже с ними позднее крайне негативно сказывается на ни в чем не повинных лицах еврейской национальности или/и лицах, исповедующих иудаизм. Поэтому, по нашему мнению, проведение подобного рода выставок, поставленных отдельными "галеристами" на поток и направленных на разжигание религиозной ненависти и нетерпимости, является формой экстремистской деятельности и должно незамедлительно пресекаться государством.

9. По нашему мнению, выставка совершенно определенно была направлена на глумление над христианством и верующими христианами. К предметам поклонения христиан всех конфессий относится изображение креста, и именно крест использован по многих экспонатах выставки. использован таким образом, чтобы сделать больно верующим христианам, надругаться над ними. Так, экспонат Е.Елагиной "Иксисос" представлял собой конструкцию, в стилизованном виде напоминающую изображение Креста, располагающегося в каждом христианском храме. Это особый объект поклонения для верующих, имеющий для них глубокий религиозный смысл. Е.Елагина заклеивает Крест фотографиями плакатов по правилам техники безопасности: "Инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам работы - предупреждает несчастные случаи", "Остерегайтесь ранения рук. Пользуйтесь правильными приемами при шинковке", "Разборка и мойка машинных частей производится только при полном отключении электропривода", "Остерегайтесь ожога", "Рабочее место содержите в чистоте. Пол должен быть сухим", "При работе на механической мясорубке пользуйтесь только деревянным пестиком", "Берегитесь ожога кипящими жирами", "Соблюдайте правила по технике безопасности при работе на режущих машинах", "Берегитесь ожога паром. Открывайте крышку котла только на себя". Этот прием должен создать у зрителя ощущение абсурда, унизить в его восприятии главный христианский символ, сочетать его восприятие в сознании зрителя с понятием опасности (несчастный случай, ранение, ожоги, повреждение электротоком и т.п.). Е.Елагина усилила разрушительный эффект своего экспоната, развесив на Кресте цепочку из имитаций сосисок и назвав свой экспонат - "Иксисос". Данный экспонат воспринимается как унижающая, агрессивно антихристианская пародия на Иисуса Христа - вместо тела Иисуса Христа на кресте - мясо (сосиски). Чтение слова "сосиски" наоборот дает пародию на греческое слово "аксиос" -. что значит "достойный", которое используется христианами для выражения уважения священства. Иисус Христос и священнослужители христианских конфессий уподобляются мясным сосискам. Сама Е. Елагина объясняла: "Используя в "ИКСИСОСЕ" профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле "тайный" смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто - СОСИСКИ". Характерно, что Е. Елагина сама указывает на обращенность своей работы именно к христианскому религиозному контексту, к сакральным (священным) для христиан образам и предметам. С особым цинизмом она признается и в "вульгарности", которую она "заложила" в свою работу. Экспонат Е. Елагиной "Иксисос" является предметом, изображением, предназначенным для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, формирования отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок в отношении лиц, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к христианству, а также в значительной степени в отношении всех других лиц, уважительно относящихся к образу Иисуса Христа (например, мусульман). Такие экспонаты, во множестве представленные на выставке "Осторожно, религия!", издевательски пародирующие определенные предметы религиозного культового назначения христиан, преследуют и другую цель: сформировать у зрителя негативные эмоциональные ассоциации, которые будут препятствовать ему относиться к этим объектам в соответствии с тем смыслом и назначением, которые они несут в религиозной жизни, в христианской культуре. Человек, посетивший выставку "Осторожно, религия!" и потом даже обратившийся к вере или просто пришедший в христианский храм, будет по ассоциации воспринимать Крест как место для наклейки плакатов по технике безопасности, а не место религиозного почитания Иисуса Христа. В этой связи очевидна цель таких изображений. пропагандистская борьба с христианством и христианскими религиозными объединениями (Русской Православной Церковью, протестантскими, католическими, старообрядческими религиозными организациями), с гражданами России христианского вероисповедания с использованием подсознательных психологических механизмов восприятия человека, формирование отрицательных эмоциональных установок в отношении христианской религии, христианских конфессий и их последователей на подсознательном уровне. Ксенофобский экспонат А. Зулумяна "10 заветов" представлял собой композицию, под которой были размещены подписи: "Объект поклонения последователей секты иконанистов" и "Святой Аааа-ма--хуу-яяяя". Данный экспонат и подписи содержали глумление над религиозным пониманием Закона (Завета). Автор выражал мысль о том, что все "заветы" есть нечто такое, что может быть составлено любым человеком и не содержит в себе ничего авторитетного, священного. Любому предлагалось составить любые "заветы". Смысл экспоната был направлен на разрушение у зрителя понятия религиозного авторитета, завета как закона, в том числе морального закона.

Здесь мы вынуждены выступить в защиту православных сограждан. Мы считаем недопустимым и неэтичным издевательство А.Зулумяна над религиозным почитанием в Русской Православной Церкви икон - выражение "секта иконанистов". Демонстрация данного экспоната способна вызывать у зрителя негативное отношение к православным христианам как к последователям какой-то "секты иконанистов" (в последнем слове присутствует неявная ассоциация со словом "онанисты", несущим негативный эмоциональный оттенок, наподобие ругательства). Второе выражение содержит элементы, напоминающие непристойное ругательство. В сочетание со словом "Святой" эта надпись оскорбляет религиозные чувства граждан - верующих христиан, воспринимается ими как унижение их человеческого достоинства. Демонстрировавшаяся на выставке работа Орлова и Митлянской состояла из двух частей. Одна часть представляла собой непрерывно шедший видеофильм, показывающий отрубленную, агонизирующую в крови голову рыбы. Фотографии, также изображавшие окровавленные рыбьи головы и плавники, лежащие на блюде, носили название "Last supper". Экспонат одновременно изображал пародию на "Тайную вечерю" ("Последний ужин") Иисуса Христа с апостолами и выражал идею насильственного, "кровавого" уничтожения христианства. Суть сюжета состояла в том, что на экране телевизора показывался ролик с демонстрацией агонизирующей в крови отрубленной головы рыбы. Образ рыбы использовался в первые века христианства для символического обозначения Иисуса Христа (первые буквы греческого написания Иисус Христос и слово "рыба" совпадают). Символический смысл видеофильма, в этой связи и в контексте всей выставки "Осторожно, религия!", очевиден - показом агонизирующей окровавленной рыбы как известного христианам символа Иисуса Христа в антураже других антихристианских изображений шокировать, унизить, запугать последователей христианства. Христианство здесь ассоциируется с этой агонизирующей рыбой, плавающей в собственной крови, что должно вызывать у зрителя по отношению к христианству чувство отвращения, неприязни. А у последователей христианства или людей, с симпатией относящихся к христианству, такие изображения способны вызывать чувство негодования, осознание глубоко оскорбленного человеческого достоинства. Экспонат А. Косолапова "Coca-cola, this is my blood" так же вызвал особое возмущение верующих. Слова "this is my blood", в переводе с английского языка - "Это моя кровь", являются ключевыми словами Божественной литургии - главного христианского богослужения. На экспонате А. Косолапова "Coca-cola, this is my blood" ключевой фрагмент этого текста, имеющий религиозное культовое назначение, несущий определенный религиозный смысл, в сопровождении изображения Иисуса Христа, также несущего определенный религиозный смысл, расположен в сочетании с фирменным знаком "Coca-cola". Такое сочетание является глубоко оскорбительным и унизительным для христиан, оно фактически отождествляет "кровь Христа", почитаемую христианами в качестве святыни, с прохладительным напитком "Coca-cola", по своему цвету красно-коричневого оттенка ассоциирующимся в данном контексте с человеческой кровью. Демонстрация такого изображения причиняет христианам, а также мусульманам, почитающим Иисуса Христа как пророка Бога, глубокие моральные страдания, наносит им моральный ущерб. Экспонат И. Вальдрон "Hello, Dolly!" с надписями на английском языке. "Агнец Долли", "Иисус Христос", "Привет, Святыня!", "Хайль, Долли, агнец Божий" воспринимается как выражающий издевательство над принятым в Христианской Церкви пониманием христианами Иисуса Христа как жертвенного агнца, принесшего себя в жертву ради спасения людей. На данном изображении путем отождествления Иисуса Христа с клонированной овцой Долли был сформирован образ, оскорбительный для христиан, так как такое отождествление понимается христианами как указание на "клонированность" Иисуса Христа. По следующей логике: овца Долли - клонированное, как бы не настоящее или неполноценное животное - Иисус Христос - агнец, овца - Иисус Христос есть именно овца Долли - Иисус Христос - как бы "клонированный", "не настоящий". Имелось в виду и навязывалось зрителю, что Иисус Христос - не настоящий Мессия, как в это верят христиане.

Авторы проанализированных экспонатов и большинства других экспонатов выставки "Осторожно, религия!" активно и настойчиво навязывали зрителю идею о том, что Иисус Христос не является Богом, как в это верят христиане, что его почитание как Бога неразумно и глупо, что каждый может быть помещен на место Иисуса Христа. Овца Долли может отождествляться с Иисусом Христом - "Агнцем Божьим" и т.д. Эта идея агрессивно навязывается публике под видом "диалога с религией", якобы выражения уважения к религии. Если здесь и можно говорить об уважении к религии, то это только выражение уважения к антихристианской религии. В этом же ряду располагался экспонат А. Подосинова, где на одной из фотографий была изображена сцена Тайной вечери - последнего ужина Иисуса Христа с апостолами перед тем, как он был схвачен и распят. На фотографии вместо лика Иисуса Христа помещено зеркало с тем, чтобы каждый, рассматривающий этот экспонат, видел вместо Иисуса Христа самого себя. Идея данного экспоната та же - нет никакого уникального Христа как Мессии, как Бога. Изображение сцены Тайной вечери в каждом православном храме в иконографическом виде обычно помещается над Царскими вратами, ведущими в Алтарь и хорошо знакомо православным христианам. Содержание этой сцены является частью христианского мировоззрения, христианской культуры. Его трансформация на экспонате А.Подосинова воспринимается христианами (не только православными) как надругательство. Материалы и публикации, которые были представлены организаторами и участниками выставки до ее открытия и в которых формулировался замысел выставки, ее цель и концепция, ясно показывают, что изначальная концепция (замысел организаторов) и цель выставки заключались в проведении в российском обществе акции, заключающейся в публичной агрессивной пропаганде нетерпимости к религии и возбуждении вражды к гражданам, относящих себя к верующим христианам. Особенно и, прежде всего, - возбуждении нетерпимости и вражды к Русской Православной Церкви и гражданам Российской Федерации, относящим себя к данной религиозной организации (что не умаляет вины организаторов и участников выставки перед христианами других конфессий, так как и их религиозные чувства были глубоко оскорблены).

Необходимость данной акции обосновывалась ее организаторами потребностью выразить свою "нетерпимость" Русской Православной Церкви и православным верующим за их, якобы, нетерпимость к этим "художникам" и "консерватизм" церкви. Как известно, ни организации Русской Православной Церкви, ни какие бы то ни было иные христианские конфессии не выражали никакой нетерпимости к организаторам и участникам данной выставки до того, как они на данной выставке или ранее (акции Тер-Оганьяна, Мавроматти и др.) совершили свои противоправные действия в отношении верующих христиан.

Следовательно, замысел организаторов и участников выставки "Осторожно, религия!", по нашему мнению, является намеренным проведением провокации, направленной на возбуждение в российском обществе религиозной вражды через формирование отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок в отношении верующих христиан.

Выражая вышеприведенные оценки от лица российских протестантов, надеюсь, что наш голос будет услышан и учтен при разбирательстве дела об указанной выставке.

С уважением, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ Ряховский С.В.

От редакции: Текст данного заявления редакция РЛ получила от нашего коллеги журналистки Галины Васиной.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06