Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Забытые мученики Освенцима

Протодиакон  Андрей  Кураев, Русская народная линия

02.02.2005


Выступление на Рождественских чтениях 27.1.2005 …

27 января 2005 года - это день 60-летия освобождения узников Освенцима советской армией. Это и день памяти 209 советских солдат, павших при освобождении 7 000 еще остававшихся в живых узников концлагеря.
Поэтому сегодня было бы странно, встречаясь с военным духовенством, не вспомнить эту дату, в которой горечь о погбишим совмещается с радостью об освобожденных.
Мировая и российская пресса полна материалами на эту тему. Но, полагаю, ни одна газета не обратит внимание на то, сколь необычными путями попадали некоторые люди в этот лагерь смерти.
Из одного миллиона ста тысяч жертв Освенцима миллион - это евреи (еще там были десятки тысяч поляков, цыган и, конечно, советских военнопленных). Но достаточно ли просто сказать - "миллион погибших евреев" и не уточнять далее разннообразие этих людей?
Сейчас я возьму в руки публикацию одного поразительного документа.
14 февраля 1967 г. чешские ремонтники нашли в Терезине, на чердаке дома N 15 по ул. Готвальда (Длоугой), черную женскую кожаную сумочку. В ней лежали три записные книжки и отдельные исписанные листы. Содержимое сумочки: 1. Карманный календарь на 1942 год, размером 10х12.5 см. Содержит ежедневные записи за 1942 год; 2. Вторая часть дневника, с 1.1.1943 по 21.5.1943, на 59 отдельных листах, сшитых в тетрадь, 7.5х11 см; 3. Третья часть дневника с 22.5.1943 по 22.9.1944, на отдельных листах. По будним дням записи в дневнике делались на иврите, по субботам - на чешском языке.
Этот дневник вел человек, погибший в Освенциме 23 сентября 1944 года. Последние годы своей жизни он провел в Терезине - в городке, в котором нацисты устроили еврейское гетто.
Имя автора дневника - Эгон (Гонда) Редлих. До нацистской оккупации Чехии он был членом сионистской организации "Макаби хакаир" и работал в качестве инструктора курсов переквалификации, которые были организованы для желающих переселиться к Палестину.
Этy деятельность он продолжил и после оккупации Чехословакии, когда нацисты - следуя своим соглашениям со Всемирной сионистской организацией (ВСО) - еще допускали переселение видных сионистов за море.
Против нацистского плана переселения евреев с так называемой "исторической территории немецкого расселении" сионисты не возражали, поскольку Адольф Эйхман (главный нацистский "ликвидатор") обещал им, что евреи "спокойно переживут войну" в своих гетто. Сионисты будут руководить собственными органами самоуправления гетто и воспитывать и перевоспитывать молодежь (и взрослых евреев) в духе сионизма. Так будут они готовить евреев к грядущему "переезду" в еврейское rocударство, котopoe нацисты посулили им создать после победы "Третьего peйхa".
О переговорах, которые от имени сионистов военная организация "Xaгана" вела с Адольфом Эйхманом, дневник Редлиха упоминает 3 марта 1942 года так: "Состоялся интересный разговор с Якубом (имеется в виду Якуб Эдельштейн - руководитель Еврейского Совета старейшин). Он сообщил нам о переговорах между евреями и немцами весной 1940 года. Немцы требовали от евреев посреднического содействия в Америке, с тем чтобы Соединенные Штаты не вступали в войну на стороне Англии. Переговоры были прерваны летом 1940 года, после крупной победы немцев во Франции. Тогда в США зародилось широкое движение за неучастие в войне, и немцы стали полагать, что еврейское посредничество уже не потребуется. На переговорах немцы предлагали отвести под еврейское государство или Аляску, или Родезию, или Мадагаскар. Немцы не были едины лишь в вопросе о том, каким должно быть это государство - аграрным или промышленным".
Якуб Эдельштейн (вместе с представителями чехословацких сионистов Отто Цуккером и Франком Вельдманом) вел также переговоры и конкретно о судьбе чешской еврейской общины. Эти переговоры привели к конкретному результату: был заключен договор о создании еврейского гетто в Терезине (с нацистской стороны переговоры вел шеф управления по переселению евреев в Праге Зигмунд Зайдль) .
Деятели из ЕСС поверили нацистской пропаганде, возвестившей, будто "фюрер даровал евреям город", который будет их временным домом. Многие из них ехали в Терезин, видя в нем прообраз земли обетованной.
И в самом деле - нацисты предоставили возможность создания в Терезине хотя бы видимости еврейского самоуправления. Руководство гетто состояло из самих евреев. О том, как управление жизнью интернированных евреев нацисты осуществляли через еврейских же лидеров, в дневнике Редлиха говорится так: "20.1.1943 Транспортируют словно мелкий скот. Гурты везут и везут, и погонщики у этих гуртов тоже овцы. Это тоже евреи, которые угнетают евреев".
И сам Редлих был назначен на свою должность - начальника Управления по делам молодежи при ЕСС в Терезине - представителями сионистской верхушки ЕСС Якубом Эдельштейном и Отто Цуккером.
Кроме того, в Терезинском гетто 25-летний Редлих стал членом апелляционной Koмиссии, которая обсуждала и решала в последней инстанции вопрос о включении людей в список подлежавших депортации (или об исключении из этого списка) в Освенцим. Именно от решения этой комиссии зависело - кто именно из жителей гетто отправится эшелоном смерти в Освенцим, а кто еще останется жить... На основе примерных цифр, спускавшихся нацистскими властями, руководство гетто само готовило списки лиц, подлежавших отправке на восток и тем решало вопрос о жизни и смерти людей .
Конечно, тут были и слезы, и мольбы, и "связи". Но - как явствует из дневника Редлиха - был и еще один критерий, который держали в уме члены Комиссии при определении того, кого именно оставлять в списке смерти, а кого вычеркивать. "15 марта 1942. Исключение хаверим из списков - трудное и ответственное дело". Хаверим - букв. "друзья", почти технический термин для обозначения "соратников", членов сионистских организаций.
Напротив, - "27.1.1942: "Прибыл Эйхман, и мы ожидаем важных решений. Я слышал, что уже составляются списки христиан, которые покинут Терезин".
Итак, евреи не были равноценны в глазах Редлиха и иных руководителей гетто. "20.2.42: "Два христианских ребенка катались на санках. Одна еврейка сказала, когда увидела этих детей на санках: Им живется лучше, чем нашим детям. Она права. И я принимаю ее упрек, хотя я в этом не виноват".
Были более ценимые жизни - это евреи, практикующие иудаизм и разделяющие сионистские идеалы. И были "отмершие ветви" - ассимилированные чешские евреи, иудео-христиане, "выкресты". Именно из них и составлялись прежде всего списки смерти.
Немцы при "окончательном решении еврейского вопроса" не делали различия между евреями-христианами и евреями-иудеями. Но это различие, оказывается, делали их пусть и подневольные, но все же помощники из руководства сионистских организаций.
Дневник Редлиха напоминает о том, что еврей, принявший христианство, в глазах иудеев вызывает довольно негативную реакцию. К нему относятся хуже, чем просто к христианину из язычников (также и у нас, русских: мое отношение к татарину, исповедующему ислам, одно, но к русскому, принявшему ислам, оно будет болезненное). Талмудическая норма говорит о выкрестах: "Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов... убивать всех таких - доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это совершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить ее, говоря: "Вот у меня забота, - надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно" и т.п." (Хошен га-мишпат 425-5).
Столетия штудирования подобных текстов в иудейской среде способствовали появлению таких, как Редлих.
После Холокоста стало принято расширительно толковать понятие ответственности. Вина не только на конкретном злодее. Вина еще и на тех, кто его воспитал, кто создал атмосферу терпимости к его публично совершаемому злодеянию. Стало принятым говорить об "исторической вине христианства" в еврейской катастрофе. Мол, веками происходившая демонизация иудеев в конце концов сделала европейское сознание равнодушным к боли евреев. Наверно, не без этого. Но традиция "богословия ненависти" была взаимной как в христианской традиции, так и в иудейской. И эти традиции привели к тому, что христиане (не все и не всегда) равнодушно смотрели на еврейскую катастрофу. Но эта же традиция привела к тому, что иудеи (тоже не все и не всегда) также не считали вполне своей боль выкрестов.
Это значит, что говоря о жертвах Освенцима, недостаточно упоминать их национальность. Среди евреев, чья жизнь была оборвана в Освенциме, были тысячи христиан. Именно их христианская вера была причиной того, что смерть пришла к ним раньше, чем к их соседям.
И, значит, Освенцим - еще и земля христианских мучеников. В конце ХХ века мы стали узнавать и признавать мучеников советского ГУЛАГа. Но отчего же замалчиваются христианские мученики нацистского Освенцима?
Тексты дневника Редлиха и фактическая основа моего выступления взяты из публикации: Богатка И. В подручных у нацистских душегубов (когда заговорил дневник сиониста). // Сионизм - правда и вымыслы. Сборник статей. М., Прогресс, 1978. Полностью текст дневника опубликован в: Восемьдесят дней из жизни гетто (31.7.1942 - 17.10.1942) в описании Эгона Редлиха и Ружены Вайнбергеровой. Перевод с иврита и чешского: Елена Макарова // Солнечное сплетение. N 20-21 http://www.plexus.org.il/texts/TEREZIN_otpub.htm; а также: Макарова Е., Макаров С., Неклюдова Е., Куперман В. Крепость над бездной. Терезинские дневники, 1942-1945. - М.: Мосты культуры, 2003. См. также публикацию на "Центральном еврейском ресурсе" интернета: http://www.740.ru/anti/holokost/1396/index.shtml?print=1

Реакцию "демпрессы" см.: Панюшкин В. Как закалялся дух. Православные священники прошли армейскую школу // Комерсантъ. 28.01.2005.
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=542625


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме