Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мы забываем свои прямые обязанности - заботиться о народе Божием

Протоиерей  Василий  Ермаков, Русская народная линия

21.12.2004


Священник может привлечь народ в храм молитвой и любовью к пастве, считает протоиерей Василий Ермаков …

20 декабря - день рождения известного петербургского священника протоиерея Василия Ермакова. "Русская линия" сердечно поздравляет батюшку и желает ему многая и благая лета на служение Богу и нашему народу.

15 декабря Святейший Патриарх Алексий на Московском Епархиальном собрании говорил о многих вопиющих внутрицерковных проблемах - мздоимстве и других пороках священнослужителей, смущающих паству. Примечательно, что в первый раз на обычно закрытое церковное собрание были допущены журналисты, а доклад Святейшего в тот же день был выставлен в Интернете.

Наша церковь - не секта, где "делают хорошую мину при плохой игре", всячески стараясь скрыть человеческие недуги ее членов, и выставляют напоказ благостную картинку нравственного совершенства своих приверженцев. От апостольских времен мы имеем традицию называть вещи своими именами. "Нет ничего тайного, что не стало бы явным" - это крылатое выражение пришло к нам от апостола Павла. Потому говорить правду о том, что происходит в Церкви, с ее членами не зазорно, в этом нет никакого кощунства, - это жизнь, от которой не стоит прятаться за правильными словами. Только сказав правду, можно покаяться и постараться исправиться.

Старейший священник Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий ЕРМАКОВ рассказал нашему корреспонденту Людмиле Ильюниной о том, какой видится нынешняя внутрицерковная ситуация с высоты его духовного и огромного житейского опыта.

Людмила Ильюнина: Сейчас часто приходится слышать: храмов открыли много, а народа в них нет. Особенно в деревнях, в маленьких городках - храмы восстанавливаются, а прихожан в них - "раз, два и обчелся". В лучшем случае приходят покрестить детей, иногда отпеть родственников, а так, чтобы стать постоянными прихожанами - малое стадо повсюду. Чем это объясняется?

Отец Василий: Получается заколдованный круг - священник не хочет служить, потому что народа нет, а народа нет, потому что священник не хочет каждый день быть в церкви. О ситуации в глубинке я знаю по моему родному городу на Орловщине - Болхову, куда я езжу каждое лето.

Люди там по традиции очень любят молиться в день ангела, в день памяти родных. Они приходят в храм, а батюшки нет, молебен или панихиду заказать нельзя. И наоборот: когда батюшка хочет служить - народа нет. Нет контакта между народом и священником.

У нас в Болхове почивают мощи священноисповедника Георгия Косова. Вот у кого можно было бы поучиться современным священникам, что значит быть "народным батюшкой". Он был простым сельским попом, а удостоился того, что о нем писали литераторы, к нему съезжались люди не только из ближних мест, но издалека. Почему? Потому что он любил народ. Как он привлек к себе эти сотни и тысячи? Молитвой. Он приехал в заброшенный храм, прихожан почти не было, а он стал молиться каждый день, а потом, когда пришел народ, он со всеми беседовал, почти непрерывно служил молебны, помазывал маслицем, - и так каждый день десятки лет. В Болхове и в уезде было тогда (в конце XIX - начале XX века) почти 300 священников, почему только он один стал по-настоящему "народным батюшкой"? Потому что его храм был открыт целый день, а иногда и полночи, и таким же открытым было его сердце. Если бы сегодня каждый из нас, священников, по слову Святейшего Патриарха Алексия "совершал литургию после литургии", - то есть не бежал бы домой, а посидел бы еще с народом, поговорил бы, спросил какие нужды у кого, помог бы - тогда и наши храмы были бы полными.

Каждое лето я много езжу по России - в Курск, Брянск, Орел, по монастырям. И везде вижу одно и то же - священника народ видит только за богослужением и не каждый день, а по нужде жизненной священника не найдешь. Спрашиваю: "А где батюшка? Хотелось бы потолковать?" - "А его нет, он занят". А чем занят? Разве храм - не главное его занятие?! Сегодня равнодушие и пассивное отношение священнослужителей к своим обязанностям заставляет людей забыть дорогу в храм. Почему и в Болхове у нас три храма, а священников я там не вижу, - служат, что называется "налетом" в субботу и в воскресенье. И так повсюду. А ведь что стоит - начать службу в 8 утра, чтобы кто-то пришЈл помолиться, поставил свечечку и ушел бы утешенным... А у батюшки весь день свободный, если уж не может целый день быть в храме. Я бы сказал, что это главный порок наших дней, главный порок священства, - мы забываем свои прямые обязанности - заботиться о народе Божием.

Мы забываем и исторические примеры. Вот, к примеру, ныне прославленный отец Алексий Мечев, он десять лет молился в пустом храме в центре Москвы. К нему обращался его ученый собрат - академист: "Ну что, отец Алексий, все кадишь в пустом храме?" - "Да, кажу". А потом его знала вся Москва, и не только Москва...

Почему отец Иоанн Кронштадтский стал "всероссийским батюшкой"? Сколько в Питере и по всей стране в то время было священников? Десятки тысяч. Почему именно он приобрел такую любовь народа? Потому что ходил по всем закоулкам Кронштадта, по трущобам и был легко доступен всегда, ездил по квартирам, по гостиницам с паломниками, каждого старался утешить, с каждым поговорить.

Трагедия наших дней в том, что сейчас почти нет таких священников, потому люди и бросаются в секты, к разным колдунам-"учителям", а не идут в церковь.

Людмила Ильюнина: Русские люди - как дети. Нам нужен отец, а не требоисполнитель. Нужно, чтобы тебя утешили, по головке погладили, сердечным теплом поделились. Если так батюшка будет встречать народ в храме, тогда никто не уйдет из него, правда?

Отец Василий: Святая правда. Пятьдесят два года назад, став священником, я перед собой поставил ясную и определенную цель: я обязан рассказать о Боге обманутому советскому народу. Потому что я сам - из той же среды. Служа в Никольском соборе, я спускался с амвона и разговаривал с народом. Кто-то говорил: зачем это надо? Но только так, в непосредственном, живом общении я смог понять, что нужно сказать человеку, пережившему блокаду, войну, потерявшему своих родных. Я до сих пор помню, с какой жадностью на нас, священников, смотрели глаза этих людей.

Меня учил отец Константин Быстриевский в Никольском: "Когда служишь молебен, ты спроси: а что с этим человеком случилось? Особенно если увидишь в списке заключенных или болящих". И я внял его отеческому совету и стал расспрашивать народ.

Людмила Ильюнина: Так близко общаться с народом в то время было, наверное, очень опасно?

Отец Василий: Я перед собой поставил цель: я обязан служить людям. Я давал обет Богу, меня владыка митрополит Григорий (Чуков) напутствовал: "Иди, учи народ!" И я понимал: если меня народ кормит, то я обязан ему отработать. Я живу на народные деньги, и я обязан отслужить.

Потому я терпеливо всех выслушивал. И я знаю, что Господь меня покрывал, мне грозили, но я не сдавался. Здесь в храме на Серафимовском кладбище староста очень возмущался моими проповедями, потому что по тем временам они были очень резкими, я призывал людей к Богу, к храму Божию. Я это говорил, а псаломщик в это время писал на меня доносы уполномоченному. Меня вызывали, а я говорил: "Я обязан. Ничего не могу поделать, я должен безбоязненно нести имя Христово народу".

Если бы сегодня все священники говорили людям о том, что мы живем в жуткое время - природа нам мстит, кругом катастрофы, террористы, сектанты, наркоманы, болящие, - а значит нужно исправляться, нужно начинать жить по-другому. Если бы священники не забывали об этом напоминать людям, то храмы всегда и везде были бы полны народом. Но, нет, отца-священника на приходе не найдешь. А когда его встретишь, он не знает, что сказать, как разрешать жизненные вопросы.
Нужно не по книжкам учиться, а у народа.

Людмила Ильюнина: Батюшка, вы любите повторять слова старой песенки: "Да, я жизнь учил не по учебникам"...

Отец Василий: Я учился у народа, всегда учился у народа. Книг не было, это сейчас книг полно, а тогда не было. Я учился на горе народа, учился учить, учился тому, какой дать совет.

Людмила Ильюнина: Чем учение у жизни отличается от учения по книгам?

Отец Василий: Наш долг, долг православных христиан - смиренно принять Божие руководство. Бог прежде нашего прошения знает, что нам нужно. Когда мне говорят: "Вот мой сын, мой внук был такой хороший, а теперь испортился". Я спрашиваю: "А чем это он был такой хороший? И объясните, когда он стал плохой". А все просто: "Оставшись без отцовского надзора, я бросил мать, на улицу пошел, а эта улица дала мне кличку вора, и до тюрьмы и лагеря дошел".

Почему дети плохие? Виновата улица, родители отдают детей улице, детям всЈ разрешают. А если бы почаще священники с родителями беседовали, говорили бы, что нужно с детьми быть строже, не давать им свободы, не пускать на дискотеки, на улицу...

Людмила Ильюнина: Вы говорите, что храмы могут опустеть от того, что батюшки "не работают с народом", не выполняют своих обязанностей. Но обязанности есть не только у священников, но и у мирян. Какие они?

Отец Василий: Когда мне задают вопрос: что миряне должны делать для церкви, я говорю: вы обязаны ходить в храм каждую субботу и воскресенье и в праздники, не пропуская, чтобы научиться вере, надежде, терпению... Учиться, как в школе. Допустим, я пришел в школу в первый класс, мне не понравилось, и я пришел к матери и говорю: "Я учиться не буду". А она мне в ответ: "Ладно, не учись". И я пошЈл на улицу, а через 10 лет прихожу: "Дайте мне аттестат зрелости". А у меня спрашивают: "А ты учился? Нет? Тогда иди, гуляй дальше". Так и в храме, мы исполняем духовные обязанности христианина. Ведь молитва в доме Божием - наша обязанность.

Людмила Ильюнина: Первая обязанность христианина, кем бы он ни был по своей мирской деятельности, а особенно, если его работа связана с проповедью слова Божия - на школьном, врачебном, журналистcком и подобных поприщах - быть постоянным прихожанином своего храма?

Отец Василий: Главная обязанность, где бы он не находился, чем бы не занимался, соблюдать во всем церковные постановления. В том числе, это касается внешнего вида, одежды. В храм люди всегда старались надевать самую лучшую, самую красивую одежду. В своем храме в первое время я боролся с тем, чтобы люди не ходили на исповедь в застиранных футболках. И сейчас у нас мужчины стоят в храме в костюмах, в рубашках с галстуками. Никто не ходит в джинсах, в обтянутой одежде. Особенно я боролся и борюсь с тем, чтобы женщины ходили в церковь в брюках. Женщина, как говорится в Библии, вообще не должна ходить в мужской одежде, за это она подпадает под проклятие.

Кто-то говорит: "Христос не спросит с меня, в чем я одет, а спросит, что у меня на душе". На самом-то деле нет ничего случайного, внешнее отражает внутреннее. Брюки на женщинах - это сильнейшее оружие Запада против России, это - орудие искажения генотипа. Женщина в брюках ведет себя, как мужчина, она не умеет быть хорошей женой и матерью. Она сама о себе говорит: "Я - мужик".

Почему правоверные мусульмане уважают свои обычаи, ходят в платках и в длинных платьях? Почему православные должны в угоду западной моде одеваться так, как диктует мир сей?! Печально, что и в школах уже почти все учительницы ходят в брюках, в том числе и православные женщины.

Людмила Ильюнина: Я знаю, что многие православные писательницы и журналистки (и я сама до недавнего времени) в обычной жизни предпочитают любой другой одежде брюки, ссылаясь на удобство. И считают, что в этом нет ничего особенного. А вы так не считаете?

Отец Василий: Это дань моде. А разговоры об удобстве - это уловка. Во время войны женщинам на фронте, медсестрам, регулировщицам, артиллеристам давали не брюки, а юбки. В штанах ходили только те, кого называли "ночные ведьмы" - летный состав. А каково было в юбке тащить раненных с поля боя, а вот не одевали же брюки. И в немецкой армии - мы смотрим кинохронику и видим, что женщины в армии ходили только в юбках.

А сейчас в мирное время идет война - уничтожение генофонда. Одежда удерживает человека от греха, это жизнью доказано.

Родителям нельзя пускать это на самотек, не позволять детям одеваться "как все", удерживать их от греха. Потому что современная одежда, мода современная в большинстве своем кричит о том, что "все позволено"!

Людмила Ильюнина: Получается, что прежде чем рассуждать о духовных вещах, нужно научиться исполнять простые правила. Недаром святые отцы говорили, что в жизни не бывает мелочей. Мы все - особенно верующие из интеллигентов заняты "умными и заумными проблемами", и библейский запрет на мужскую одежду кажется нам такой мелочью... Но вот, когда вы говорили об этом я вспомнила, что из всех моих знакомых женщин среднего, а тем более молодого поколения, я знаю только двоих, которые никогда в своей жизни не надели брюки, - и они действительно наиболее женственные и по внешнему своему облику, и по внутренней сути...

Отец Василий: Об "умных и заумных вещах" вообще нужно рассуждать очень осторожно, потому что, как мы знаем из истории Церкви, именно "заумные и умные" рассуждения приводили к расколам и ересям. Надо научиться сначала тому, что мы получили от своих предков. Почему за века истории наши предки не приняли ни татарскую одежду, ни польский сюртук, ни комиссарские одежды.

Долой заумные вещи! Надо научиться простому. И, когда ты научишь понимать важность соблюдения простых правил, тогда ты поймешь и глубину духовную.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 52

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

52. Анна : Одаренность интеллектом
2010-03-31 в 13:39

Никогда не признавала за мужчинами права на грубость, (раз уж они в противоположность женщинам так богато одарены интеллектом)
По-Вашему, женщины интеллектом не одарены, получается, а если и одарены, то не богато? По некоторым женщинам, вроде Вас, Люся, это и правда видно...
51. : комментарий от Lucia
2008-11-01 в 20:51

Нет. боюсь, что всех разочарую. Я хотела сказать "глубокомысленно слушали музыку". А музыка была всякая. Чаще Рахманинов или Оскар Питерсон. "Аквариум" и ему подобных - увы нет. Ведь другие-то их слушали.
50. : комментарий от Lucia
2008-11-01 в 00:27

А почему в последнее время так много священников коротко остриженных и с короткими бородами? Ведь это неправильно?
49. : комментарий от Natalya
2008-11-01 в 00:27

Уважаемые М.Яблоков и Люся!
Достойно ли собственную грубость и невоспитанность объяснять "хамством" другого человека?
Просто неприлично...
48. : комментарий от Lucia
2008-10-31 в 19:43

Господа! Александра намного вреднее Рябухи, потому что прикидывается "ищущей". Да. она ищет. но что? Страниц через 60 вы со мною согласитесь. Так что. если времени не жаль...
47. : комментарий от Ортодоксос
2008-10-31 в 13:36

А что, дорогие братья и сестры! Может быть и мы проведем миссию - чем мы хуже господина Фролова сотоварищи? Только все надо сделать благопристойно и чинно.

А кого бы Вы хотели видеть на встрече? Я бы почти всех, кроме, пожалуй Рябухи.

Не подумайте, что конец недели, я серьезно хотел бы встретиться всем вместе с нашими оппонентками и поговорить по душам. Естественно, если на то будет воля Божия.
46. : комментарий от Ортодоксос
2008-10-31 в 13:35

Для Александры.

Уважаемая Александра, кстати, вот что вспомнилось - это диалог преподобного Силуана с неким архимандритом-миссионером. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, еще молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал:

— Я им говорю: ваша вера — блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

— А скажите, Отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?

— Это-то они веруют.

— А Божию Матерь чтут они?

— Чтут, но они неправильно учат о Ней.

— И святых почитают?

— Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?

— Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?

— Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших; какой холод и бездушие.

— Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера —блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостию Божиею... Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы - Старец Силуан / Архимандрит Софроний (Сахаров). -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990.

Бог Вам в помощь!
45. : комментарий от Lucia
2008-10-31 в 13:35

Господа! Что-то уж очень демократично тут стало. Меня это не забавляет, поэтому исключите меня из ваших игр.
44. : комментарий от Артур
2008-10-31 в 09:16

Подытоживаем. На оптимистической ноте!

Ах, «Массандра», Александра!
Вот напиток наш с тобою
Нам назначенный судьбою!
Глянь-ка нет ли там еще?
Что бы ты ни пил вначале,
Утолит он все печали
Он хорош с икрой и с салом,
С кашей, с воблой и борщом!

:-)
43. : комментарий от Lucia
2008-10-30 в 17:48

А насчет мадам Лебядкин я угадала. Что она приходила только нахамить.
42. : комментарий от Lucia
2008-10-29 в 19:59

http://www.dni.ru/po...08/10/29/152157.html
Это - или Александра - чисто росссийский Лебядкин?
41. : комментарий от Lucia
2008-10-29 в 17:31

..женский этот весь вопрос выдумали им мужчины, сдуру,...Ни малейшего разнообразия-с, узора простого не выдумают; и узоры за них мужчины выдумывают!

и моду тоже...
40. : комментарий от Natalya
2008-10-29 в 17:29

М-да...А кто-то говорил, что обсуждение Коперника, астрономии и примитивных племён фантасмагорично... :-)))
39. : комментарий от Артур
2008-10-29 в 15:51

Вот так... Гвельфы и гибеллины, католики и гугеноты, жирондисты и якобинцы, тори и виги, остроконечники и тупоконечники, брючники и юбочники...
:-)
38. : комментарий от Lucia
2008-10-29 в 13:38

Я так понимаю, Александра каждый раз появляется, чтобы сообщить свежую мысль - обозвать нас агрессивными фанатиками или чем-то в этом роде. Александра! Я понимаю, Вы не читали статьи. которая тут обсуждается. Но ознакомьтесь хотя бы с последним абзацем.
37. : комментарий от Lucia
2008-10-29 в 12:23

Уж лучше так, чем о "развитии человечества". У Достоевского. впрочем лучше - у него "догадавшееся человечество".
36. : комментарий от Артур
2008-10-28 в 18:26

Знаете, дорогие коллеги, я тут подумал: вот зайдет посторонний человек на форум, увидит сюрреалистический вопрос об "отношении Истины к женским брюкам", и решит, что мы тут все рехнулись!

Какая-то фантасмагория! Католические братья в женских брюках и мужских купальниках бродят с непокрытой головой по покрытым зеленью островам Тихого океана и читают вслух переписку Коперника и Аристарха Самосского по вопросу о православности теории относительности Эйнштейна.

Вы что, возлюбленные братья и сестры?!

:-))
35. : комментарий от Lucia
2008-10-28 в 14:16

http://rusk.ru/st.php?idar=153408 это к прежнему вопросу об одежде.
Я тоже считаю, что Бог есть любовь. Но любовь нужно понимать правильно. Вот Вы любите своих детей, что же, вы им во всем потакаете, не ограничиваете ни в чем? Не учите мыть руки, аккуратно одеваться? И они, в свою очередь, когда Вы их что-то заставляете делать, ведь знают, что это провление родительской любви. Если кто-то из нас заболеет, разве не понимаем мы, что это Господь нам послал? А зачем - не знаем, верим только, что все это к нашей пользе. Вы не верите Библии. Это в Вашей церкви так учат? Никогда не поверю. Что касается единения с католиками. то - объясните, что имется в виду? Вы молитесь о том. чтобы они стали, как мы? Или мы - как они? Потому что причины, нас РАЗединяющие слишком серьезны.
34. : комментарий от М.Яблоков
2008-10-28 в 13:49

"Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце", "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь" (Рим.1;21,25).

Вот весь "смысл" язычества. Так что Люся права. Сначала был грех, потом ложь, но ложь в всех разная (Истина только одна), а ложь формирует и тип сознания.
33. : комментарий от Natalya
2008-10-28 в 12:12

Кстати! Уважаемая Люся в 10:53 выложила ссылку для Александры Ивановой.
Я выкладываю ещё одну. Описанные в ней ужасные события в очередной раз доказывают, что чрезвычайная бедность и безграмотность очерствляют, ожесточают душу и заставляют некоторых "переходить грань".
http://www.religio.r...2008/news/15971.html
32. : комментарий от Василий Ч.
2008-10-26 в 00:50

Почитал обсуждения.
22 страницы - неплохо пообсуждали.
95% заняло обсуждение женских брюк. Оставшиеся 5% оказались посвящены обсуждению межгалактических просторов....
Это не удивительно, поскольку отец Василий из всех обязанностей мирянина выделил 2 обязанности:
1) "ходить в храм каждую субботу и воскресенье и в праздники, не пропуская" (один абзац);
2) и "ГЛАВНАЯ обязанность, где бы он не находился, чем бы не занимался, соблюдать во всем церковные постановления. В том числе, это касается внешнего вида, одежды". Одежде отец Василий посвятил целых 7 абзацев. Видимо и впрямь это главная обязанность. Других обязанностей упомянуто вообще не было.

Но обязанности у нас народ понимает весьма и весьма своеобразно. Эта особенность сидит, по-видимому, уже в генотипе. Обязанность соблюдать церковные постановления у современных православных христиан, в том числе и у участников настоящего обсуждения, обычно применяется не только и не столько к себе, сколько к окружающим.

Нет, я, конечно, согласен, что юбка лучше, чем платье. Но как быть беларускам? У них традиционный девичий костюм имеет как вариант стилизованные брюки. Уверен, что и у других народностей тоже не всегда традиционной является именно юбка. А как быть, если вдруг шотландец решит перейти в Православие?

Мнение батюшки понятно. Действительно, у отца Василия таков был метод воспитания своих духовных чад: если кто заявлялся без галстука, костюма и белой рубашки на исповедь - выгонял дальше готовиться. Это был основной критерий допуска к Причастию. Исповедь была, в основном, общей, потому что считалось, что батюшка и так все грехи видит и называть, поэтому, их вовсе необязательно. Так всё и выглядело: живая очередь подходила к отцу Василию под епитрахиль, практически не задерживаясь. Аналой с крестом и Евангелием стоял дальше, и около этого аналоя стоял человек, которому некоторые (немногие) из прихожан отдавали записки с грехами. Весьма удобно - ничего называть не надо было. Основная же часть духовных чад даже на записках ничего писать не считала нужным - молча проходили под Епитрахиль и шли к Причастию.

Все это прекрасно и замечательно. Но можно ли теперь на основании этого ВСЕМ мирянам рекомендовать галстуки??
Нормально ли это, когда уже не священник, а просто мирянин начинает доставать женщину тем, что лично ему больше нравится юбка?
К примеру, я не раз уже по своей глупости ссорился с женой на почве того, что мне нравится юбка, а ей - нет. Она одевает юбку, конечно, в храм, но я вижу, как это её напрягает. И тому есть прозаичные причины, которых нормальная женщина вполне может и стесняться. Дело в том, что женщины (на примере жены) могут и постесняться выйти на люди в простеньком платье, а платья сейчас отнюдь не дешевые. Это девочка 10 лет может в ситцевом платьице прийти. И одно или два приличных платья также проблему не решают, поскольку женщины часто не могут позволить себе ходить в одном и том же платье всё время.
Чего я не понимаю, так это КАК любящий человек может опуститься до такого скотства(!), чтобы доставать близкого человека, или, тем более, незнакомого, своими поучениями о мужской одежде - брюках?
А что же творится вокруг! Православные прихожанки (прихожане) начинают капать на мозги на тему юбок вообще малознакомым девушкам в брюках.
По человечески понятно, когда дамы бальзаковского возраста в юбках начинают со рвением воспитывать добродетель ношения юбок в молодых девушках. И странно очень, когда тем же начинают заниматься мужики по отношению к незнакомым женщинам.
Уважаемые, нельзя этого делать.
Батюшка высказался раз - это очень хорошо. Если Вы высказались очень мягко и тактично и незаметно один разок - то это всё еще хорошо. А вот начиная со второго раза для мирянина - это уже самое настоящее и самое махровое фарисейство.
Что и демонстрирует обсуждение под приведенной статьей.

Обязанности, диктуемые церковным укладом, а также поучения батюшек, надо применять к СЕБЕ, а не к кому-либо. А применение данных обязанностей к кому-либо, помимо себя, со стороны мирянина как раз и свидетельствует о нежелании заниматься собой. Если дама в юбке (или ещё хуже - мужик в костюме) воспитывает девушку в брюках - значит одежда так и осталась максимальным духовным достижением дамы (мужика).

Потому что любви здесь ни на грамм нет.

Одно фарисейство.
31. : комментарий от Natalya
2008-10-24 в 20:14

Почитала дискуссию и ужаснулась.
На вскидку несколько известных астрономических фактов:
1) возвраст Солнечной Системы - 4,5 - 5 миллиардов лет;
2) в нашей галактике - Млечном Пути - мириады звёзд;
3) галактика Млечный Путь – одна из сотен миллионов подобных ей звёздных систем, обнаруженных во Вселенной с помощью крупных телескопов.

Если Бог создал всё ЭТО, неужели Вы РЕАЛЬНО полагаете, что такая ерунда, как форма одежды, может быть интересна???
30. : комментарий от Артур
2008-10-24 в 13:46

Переиначивая слова известного литературного персонажа, можно сказать, что брюки - не на.. э-э.. бедрах, а в головах. По мне так, пусть женщина в брюках в храм походит, а потом, даст Бог, поймет и сама сделает выводы относительно одежды, нежели дать ей понять, что Православие начинается с юбки, как театр – с вешалки.

Вот Александра – она тут перед нами, образно говоря, в «брюках». Потому что думает, что «брюки» – это свобода личности, а «юбка» – рабство и угнетение. Ей бы надо рассказать о сути, а не грузить «галантерейными» проблемами. И когда она поймет непростой, наверное, для нее пока парадокс, что быть рабом Божьим – это ни разу не рабство, а рабство как раз начинается с бунта, тогда и проблема «юбок» отпадет сама собой.
29. : комментарий от реальный
2008-10-24 в 12:45

Если еще не все забыли о первопричине форума то напомню, что в интервью приснопамятного о. Василия Ермакова приведены его слова: "А сейчас в мирное время идет война – уничтожение генофонда. Одежда удерживает человека от греха, это жизнью доказано". О Василий, как известно, слов на ветер не бросал...
28. : комментарий от Александра Иванова
2008-10-24 в 11:03

Господа, да и дамы тоже! Ну вы меня насмешили. Да замужем я. Уже 14 лет. И поэтому у меня вопросы всякие и возникают:
- Почему я с высшим образованием и зарплатой, большей чем у мужа, должна во всём ему подчиняться? Только потому, что он мужчина?
- Почему он, придя с работы, может лежать на диване и ждать ужина, а я, тоже придя с работы, должна этот ужин готовить, а потом проверять уроки у детей? Тоже потому, что он мужчина?
- Почему мужчины, помня фразу из Библии «жена да убоится мужа своего» не хотят вспоминать другую, где муж должен почитать жену как Церковь?
Насчёт того, что вы тут считаете себя святее самого патриарха: вы сказали о Татьяне «почему мы тут должны расшаркиваться перед хамством еретички?». Значит, вы все тут считаете себя заведомо лучше её, а на каком основании, спрашивается? Или для Бога не все равны, по-вашему?
И почему вы православную веру считаете единственно правильной? Это вообще меня искренне удивляет… Католики как раз добрее и терпимее вас, они не такие яростные фанатики, вроде М.Яблокова, для которых женщина в брюках и без платка – уже блудница. А уж от кого исходит Дух Святой и т.д., в чём вы с католиками несогласны, так уж это бюрократия и фарисейство чистейшей воды.
Тут съязвили, что смех продляет жизнь таких замечательных людей как я, вовсе при этом не считая меня замечательной. :) А почему? Разве вы меня знаете? Я – инженер-программист, на работе меня уважают, муж меня тоже любит, несмотря на некоторые расхождения во взглядах :))), в семье у нас любовь, иначе уже развелись бы, как нынешняя молодёжь разводится, иногда не прожив и года…
А задело меня именно то, как вы тут напали на Татьяну, буквально её заклевали с чувством собственного превосходства, вот я решила заступиться тут за свою сестру-женщину. А таким, как Lucia, если нравиться быть рабынями, так пусть ими и остаются. :)))
27. : комментарий от Елена Николаевна.
2008-10-23 в 17:59

Дорогая Александра Ивановна!
Что же это Вы, голубушка, так нас всех-то, женщин подставляете? Вот читаю Ваши опусы и представляю себе обычную ситуацию на дороге, когда дама с купленными правами ведёт себя на дороге неэтично, но ведь прицепит таки туфельку на стекло!!!
Что же Вы так боитесь красивой, женственной одежды? Неужели униформа из какого-нибудь спортмастера лучше?
А что с мужиками пытаетесь биться по их правилам, так это просто не очень умно. Перечитайте Шекспира "Укрощение строптивой" - всё поймёте...

И я была заносчивой, как вы,
Строптивою и разумом и сердцем.
Я отвечала резкостью на резкость,
На слово - словом; но теперь я вижу,
Что не копьем - соломинкой мы бьемся,
Мы только слабостью своей сильны.
Чужую роль играть мы не должны.....
26. : комментарий от Александра Иванова
2008-10-23 в 11:36

Да тут, похоже, собрались одни фанатики и мрабесы. Столько много - и на одном форуме. Нормальных людей здесь и слушать не хотят. Солазняются брюками на женщине, её открытыми волосами, и это в XXI веке! Откуда только такие дикие мужчины и берутся, как М.Яблоков, например. Сколько Вам лет, интересно? . Очень вам всем здесь нравится делить мир на вас и на всех остальных. Проводить границу, отделяться, когда, по идее, церковь наоборот должна приближаться к человеку, а не возводить непробиваемые стены между "верующими" и "всеми остальными". Ни в одном католическом храме уже такого нет. Никто на тебя не посмотрит косо из-за того, что ты в штанах, или даже – о нет! – штанах выше колена или мини. Никому нет дела. Люди сосредоточены на себе и на Боге. Татьяна об этом уже говорила, но её тут буквально затоптали. А по мне лучше уж католики, они хоть не такие нетерпимые и фанатичные.
25. : комментарий от богданова вера ивановна
2008-10-23 в 00:17

Как жаль,что отец Василий ушел от нас.Все,что он говорил в 2004 году, сегодня расцвело в нашей Церкви пышным цветом. Для большинства священников храм стал местом, где можно заработать неплохие деньги, они опекают, привечают только богатых и людей при власти,а до людкй, которых на Руси всегда называли народом Божиим, им нет никакого дела.Ни утешения, ни помощи от наших священников не дождешься. Произошло очень быстрое сращение бесстыдной власти и церкви. Смотреть на это больно и стыдно.Для моих родителей Храм Божий был защитой от злобы и жестокости, а мои дети уже не верят, что так было. Если не изменится отношение к простому народу, наша молодежь уйдет из Церкви. Поэтому всем нам надо молиться за наших священников, чтобы Господь помог им справиться с этими искушениями.
24. : комментарий от М.Яблоков
2008-10-22 в 22:24

Сначала сменили одежду на одежду противоположного пола, а потом и... сам пол. Главное - вектор задать. Вперёд к апокалипсису, г-да обновленцы!
23. : комментарий от Сергей Рябуха
2008-10-22 в 22:03

С почти всем соглашаюсь, но вот с тем, что "женщина, как говорится в Библии, вообще не должна ходить в мужской одежде, за это она подпадает под проклятие" согласиться не могу. Та "мужская одежда" в которой ходит современная женщина, совсем уже не мужская одежда, а женская. Как будет выглядеть в обществе мужчина, если он оденет и станет носить "мужскую одежду" современной женщины? По-моему, нелепо. Эта заповедь даётся Израилю перед его входом в Ханаан, где переодевание в одежды противоположного пола было связано с противоестественными формами разврата, который практиковался в религиозных культах у языческих народов Палестины. У народа Израиля всё должно быть не так, как у других народов.
Да и что представляла из себя в то время мужская и женская одежда? Платьеобразные виды накидок, плащей, сорочек и т.д. Штаны носили женщины у нек. тюркских народов, а мужские юбки носили шотландцы и ирландцы.
22. : комментарий от Артур
2008-10-22 в 17:55

Гхм... Святая блаженная Ксения Петербургская нашивала одежду своего покойного мужа Андрея Федоровича :-). Вот так стоишь в храме и не знаешь, кто тут юродивый ради Христа...
21. : комментарий от М.Яблоков
2008-10-22 в 17:55

"Жена должна покрываться, дабы не соблазнить на блуд" (Климент Александрийский).

Если даже в III веке речь шла о соблазнении (ни больше, ни меньше - на блуд) только лишь по причине головного убора, то что говорить о XXI в. по отношению к женщинам в штанах? Неужели вы, господа, считаете себя более твёрдыми в искушении нежели чем первые христиане? Если да, то это верный признак гордыни. Если открытые волосы искушали, то тем более открытая...
20. : комментарий от Lucia
2008-10-22 в 15:59

Никто же не спорит об одежде, традиционной для того или другого народа? Давайте. Ксения или Виктор Белов оденутся как православные эфиопы. Тогда ладно.
19. : комментарий от Lucia
2008-10-22 в 15:39

Никогда не признавала за мужчинами права на грубость, (раз уж они в противоположность женщинам так богато одарены интеллектом), но пост КСЕНИИ меня просто ошеломил. У мужчин СВОЯ вера и они, бедняги, ее отстаивают. Неуклюже, понятно. Вот это корректность! Мне тоже нужно извиниться, что у меня есть своя вера? Так к нам теперь только ленивый не зайдет - оплевать веру и послушать извинений.
18. : комментарий от Ksenija
2008-10-22 в 15:38

Дорогие братья и сестры, так сурово общающиеся на тему женских брюк!

Поверьте мне на слово, что на иконе китайских новомучеников (она у меня есть скачанная с Инета, но ссылка не сохранилась, конечно, если кому-то очень будет нужно, я поищу ссылку) женщины изображены в БРЮКАХ, поверх которых надето подобие длинной рубахи до колен (к сожалению, не знаю, как она называется). Очевидно, ношение брюк для этих святых не стало препятствием в Царство Небесное.

Кроме того, напомню, что на той же странице Библии, где говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье», заповедано и следующее: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор., 22, 12). Ау, противники женских брюк, на ваших покрывалах есть благословленные Законом «кисточки по углам?» ;))

Да не осудит меня кто-то в качестве сторонницы мужской одежды для женщин, но мне кажется, что это именно тот случай, когда мы, забывая главное (суд, милость, любовь) начинаем пещися «о столах».
Ксения.
17. : комментарий от Артур
2008-10-22 в 15:38

Я вот тут подумал: а как быть православному шотландцу?... :-)
16. : комментарий от Артур
2008-10-22 в 14:22

Однажды во Владимирском соборе в Питере я заметил пожилую полную женщину, стоявшую к исповеди. Как положено - с покрытой головой. Бейсболка козырьком назад с надписью DALLAS. :-)

Мне кажется, можно было бы сойтись на том, что одежда должна быть приличной, не эпатажной и не провоцирующей.
15. : комментарий от Александра Иванова
2008-10-21 в 16:07

Оказывается наша православная религия – это ничто иное как сборище шовинистов, причем исключительно мужского пола. Женщине здесь отводится одна роль – рожать детей, причем самое интересное в том, что, родив, она еще и считается нечистой, ей, видите ли, нужно проводить специальный обряд очищения. А само зачатие ребенка тоже грех. И подчиняться женщина во всем должна мужчине, даже головной убор она в церкви должна носить как символ этого подчинения.Что же это получается? Тебя, в общем-то, и за человека не считают, а ты верь! Кто вообще придумал эти правила, ведь в библии о них – ни слова? Видимо мужчины, причем с явным комплексом неполноценности!
14. : комментарий от Аврора
2008-10-21 в 15:35

Lucia, а Вы всюду ходите в днинной юбке и платочке? И спать ложитесь так же, и ванную мыться - тоже так? А то в ванной и голая - это ж бесам как удобно. :))))))))))
13. : комментарий от Lucia
2008-10-21 в 12:45

это все ерунда.Когда Жорж Санд напялила мужской костюм, все понимали, что это означает. Потребовалось много усилий глупых женщин, чтобы все позабыли, что и как. Но однако они на свадьбу обычно напяливают платье, как правило, первое и последнее в жизни, что видно по их умению носить такую одежду (кринолин и пр.) и ковыляющей походке. Значит. чувствуют разницу.
12. : комментарий от Виктор Белов
2008-10-20 в 15:48

Это только чьё-то мнение, не более. Что такого особенного показывает женщина в брюках? Если кто-то, глядя на женщину, видит только неприличные места, которые нужно от него закрыть, то он ещё не человек в этом отношении. А надо учиться быть людьми, т.е. иметь чистые помыслы, тогда и вопроса не возникнет.
11. : комментарий от Виктор Белов
2008-10-20 в 13:48

Да, а вот любви у некоторых псевдоправославных господ, к сожалению, и не наблюдается. Только безграничный фанатизм и непомерная гордыня. Никому не позволено иметь мнение, отличное от их собственного. Иначе - затопчут. А особенно, если это женщина и ещё иной конфессии - ужас!!! Такие люди лишь дискредитируют Православие.
И о чём спор-то! Конечно,На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.(Втор.22:5)
Но все же, ношение брюк женщиной не является грехом.
Данный текст говорит нам, что женщина не должна посягать на права и обязанности мужчины. Одежда здесь упоминается иносказательно, вроде грубоватого русского выражения "в чужой шкуре".
Дело в том, что во времена Ветхого Завета мужская и женская одежда совсем не отличались, разве что, женская одежда иногда была из ткани лучшего качества. Ведь изготовление одежды было занятием женщин.
Одежда состояла из нижней - длинной рубахи ниже колен, и верхней - плаща, представляющего собой квадратный или прямоугольный кусок материи с прорезью для головы. В Библии этот плащ называется милоть. Плащ в пути обязательно прихватывался поясом. "А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе;" (Иер.1:17) и имел по краям кисти: "...объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;" (Чис.15:38)
10. : комментарий от Сергей 2
2008-01-23 в 16:06

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. (Мат. 7, 22.)
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. (Мат. 6, 1.)
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, (Прит. 10, 12. 1 Пет. 4, 8. Фил. 2, 3.)
5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, (Рим. 15, 1.)
6 Не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (Гал. 6, 2.)
9. : комментарий от филоортодокс
2008-01-21 в 13:05

Зачем столько времени уделять и расшаркиваться перед хамством еретички ?
Она вошла не в свой дом и начала не со "Здравствуйте , хозяева" , а с того что назвала нас , христиан, "православными шовинистами".
Эта госпожа такая же христианка как Арий , Несторий и иже с ними. Ее задача -спровоцировать конфликт , а не выяснить роль брюк у женщин в восточно-православной традиции. Братия , будьте бдительны. Не обращайте внимания на провокации папистов.
8. : комментарий от Владимир Бирюков
2008-01-21 в 12:32

Православным.
Мне было стыдно братья смотреть, как вы обращаетесь с инославными, да еще и с женщиной. Её упрёки во многом справедливы. Можно было спокойно объяснить, что для нас является благочестивой традицией и не цепляться типа – а вот Вы, а вот у Вас. И давай в свою веру обращать. Стыдно.

Татьяна простите, не хватает нам любви христианской. С уважением.
7. : комментарий от Татьяна Томашевская
2008-01-21 в 11:51

Когда нас венчали (в 1994 году), про вероисповедание как-то не спросили. У нас, католиков, можно венчать людей различных вероисповеданий. Про то, что у вас этого нельзя, я не знала.
А про брюки сказано именно в повседневной жизни, а не в храме, что меня и возмутило. В Предании тоже не говорится, что брюки - мужкая одежда. Я в магаине покупаю брюки с ценником, где написано:"Брюки женские".
Насчёт католической веры с такими "православнутыми" фанатиками я спорить больше не собираюсь, а то уже пошли намёки на мою адекватность. Не обижаюсь на тех, кто сам неадекватен. И можете мне не отвечать, читать я ваши оскорбления больше не собираюсь. Хотела распрощаться с вами мирно, но не вышло.
Прощайте, больше писать не буду, наша дискуссия ни к чему не привела, а только вк взаимному оскорблению, что не по-христиански.
Всего вам доброго.
С уважением, Татьяна.
6. : комментарий от Татьяна Томашевская
2008-01-21 в 09:48

Уважаемые форумчане! Отвечаю сначала на ваши вопросы:
М.Яблоков, я крестилась в католической церкви, а муж мой - в православной. Венчались мы в православном храме, но веру свою я не меняла и продолжаю ходить в храм католический. В православный храм я ходить не хочу, очень уж этот "дресс-код" меня напрягает. Да и вообще, в костёле я почему-то чувствую себя ближе к Богу, там аура какая-то другая - добра,любви и света. В церкви я этого почему-то не почувствовала, увы...
Татиана Л., это, вас, православных больше одежда волнует. У нас, католиков, на неё попросту внимания не обращают. И ещё к Вам вопросик: "Как прикажете девочкам в школе ходить на урок физкультуры - тоже в юбках?" :))))) А статья мне в целом понравилась, не понравилось только про одежду, вот я и выразила своё отношение в к этому.
Я задала вначале простой вопрос: "Где в Священном Писании сказано, что брюки - это именно мужская одежда?" Но ответа я так и не получила, вместо этого уважаемые Алексей Филонов и р.Б. Андрей принялись поливать грязью католиков и католическую церковь. Бог вам судья, конечно. Я и сама погорячилась, вот и спровоцировала такую реакцию. На исповеди священик недавно мне сказал, что во-первых, не бывает веры неправильной или правильной, когда речь едёт о вере в Единого Бога, во-вторых - в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А посему: остаёмся каждый при своём мнении, своей вере и своих брюках... :). Прошу прощения у тех, кого я, может быть невольно, обидела своими высказываниями.
Всего вам наилучшего. С уважением, Татьяна
5. : комментарий от Татьяна Томашевская
2008-01-18 в 17:42

Почему сообщения не упорядочены по дате и по времени поступления? Неудобно же читать.
4. : комментарий от Татьяна Томашевская
2008-01-18 в 12:21

Уважаемы читатели этой страницы,постараюсь ответить вам на ваши посты. Итак:
1. У нас, католиков, брюки на женщинах от богослужения не отвлекают никого. Все смотрят на священика, а не на тех, кто рядом. Не значит ли это, что у католических мужчин помыслы чище? :)
2. Не хотелось бы опускаться до пошлости, но у мужчин брюки обтягивают кое-что похуже. И пусть тоже носят юбки, а не выставляют на обозрение своё "хозяйство". Вот и пример мужского шовинизма:нам, мужчинам, можно одеваться,как хочешь, а женщинам - только так, как мы, мужчины, вам укажем.
3. Аборты у католиков - смертный грех.
4. А кому мешают скамейки в костеле?! "Лучше сидя думать о боге, чем стоя - о своих ногах"
5. Не надо передергивать, в купальниках у нас не ходят. И в брюках женщинам можно выглядеть пристойно. Но Вам, "озабоченным" православным, этого, видимо, не понять.
И ещё пара ссылок в заключение:
Про брюки-юбки:
http://halkidon2006....vie/skiter_li394.htm

http://www.krotov.inf o/yakov/dnevnik/1994/hvi_02b.html

http://www.titel.ru/...6/tochka-zrenia.html

Про католическую и православную веру:
http://serebranka.sd...eedbackart.htm?id=22
С уважением, Татьяна
3. : комментарий от Александр С
2008-01-16 в 19:24

Мы забываем свои прямые обязанности - заботиться о народе Божием
Священник может привлечь народ в храм молитвой и любовью к пастве, считает протоиерей Василий Ермаков |||

Очень правильно считает, ибо св.пр. Иоанну Кронштадтскому люди поверили, поверили в его силу молитвы, в исполняемость его молитвы, в слышимости его молитвы Богом. Потому и было у батюшки на причастии до шести тысяч причастников и сам батюшка не нуждался ни в чём и очень много жертвовал и много строил. А за ленивым и нерадивым священством не пойдут, не пойдут за грубым и чванливым, не пойдут за надменным и гордым, не пойдут за фарисействующим и стяжателем неправды. И я не пойду. Вот за таким священством, которое показано ниже, и которое может унижать и оскорблять мирян, надмеваться над мирянами, хулить в мирянах Тело и Кровь Христову думаю что и вовсе никто не пойдёт.
http://www.batushki....31d256753265ab1851cd
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме