itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храмы и монастыри уже построены и восстановлены, пора строить души

Беседа Людмилы Ильюниной с духовником Софрониевой пустыни Нижегородской епархии протоиереем Владимиром Цветковым

0
1229
Время на чтение 8 минут
Где лучше спасаться: в городе или в деревне?

Людмила Ильюнина: Отец Владимир, вам приходилось подвизаться в самых разных местах - на деревенских приходах, в Санкт-Петербурге, в Средней Азии и на Святой земле, на Валааме, а сейчас вы спасетесь в лесной пустыни. Как вы считаете, зависит ли особенность православного исповедания от места, где человек живет?

Протоиерей Владимир: Каждое место имеет свои обстоятельства. Господь даровал нам свободу, а Сам управляет обстоятельствами. Отвечает на наши молитвы, руководит нами, промышляет о нас.
Служение Богу зависит от места, зависит от обстоятельств: в разных местах живут разные люди, у них разные проблемы, разные пути жизни, разный уровень веры, культуры, образования, понимания мира. И, конечно, необходимо на каждом месте действовать сообразно этому месту и устроению тех людей, которые на нем живут. Апостол Павел говорит: "С иудеями был как иудей, с подзаконными, как подзаконный... Да некия приобрящу". Необходимо с каждым человеком говорить на его языке. Каждая земля, - как я понимаю из своего опыта, - имеет свой дух, свою благодать. Этой благодатью и можно решать те проблемы, которые возникают на определенном месте. Если человек готов выращивать те растения, которые растут на земле, где определил ему жить Господь, а не накладывать на все свой отпечаток, то тогда возникает некий плод, некая польза духовная.

Людмила Ильюнина: Чем же отличается "питерская благодать" от той, что пребывает в тех лесных краях, где вы сейчас подвизаетесь?

Протоиерей Владимир: Жизнь в городе вообще отличается от жизни в деревне. Интересно, что сестры у нас, хотя все и городские, очень любят свой лесной монастырь, они с небольшим удовольствием отправляются на подворье, которое находится в городе. Они уже вкусили благодать лесного уединения. А, если говорить о людях, то нужно отметить, что деревенские люди проще. У них свои проблемы, свой уровень понимания. Но их простая вера очень помогает и согревает, у этих людей многому учишься, прежде всего учишься простой, искренней вере.
В деревне даже грешники, даже пьяницы - другие, не такие как в городе. Они как дети. Даже, если и хитрят, то очень по-простому. В Питере всегда живешь в напряжении: всегда думаешь о том, чтобы точно формулировать свои мысли и опасаешься быть уловленным манипуляциями, прелестями того, с кем общаешься. А в деревне проще, легче дышится не только физически, но и духовно.

Людмила Ильюнина: Среди православных давно бытует такое настроение, что всем верующим нужно перебираться из городов в деревни...

Протоиерей Владимир: Совсем недавно такое настроение - обязательного бегства из городов было повсеместным, и сейчас оно распространено среди православных, хотя уже есть неутешительные результаты этих настроений. "Конец света, Антихрист уже ходит по улицам!" Может он и ходит, но пока не явно. А еще апостол Павел нам говорил: "Служите Богу в том звании, в котором каждый призван". Призвание это не только профессия, это и семья и место жительства. Ну, куда мы пойдем? На ветках в лесу будем гнезда вить? Несерьезно это.

Людмила Ильюнина: Словом всЈ должно устраиваться "само собою" - или промыслом Божиим: если суждено жить в деревне, то это должно сложиться естественным образом, постепенно...

Протоиерей Владимир: Главное, чтобы это был не самочинный, не наш собственный выбор. Наша община, например, и не знала, что есть такое место - Софрониева пустынь. К нам просто пришли и сказали: "Знаете, такое место есть оно Церкви уже передано, ищут насельников. Не хотите поехать?" И мы на следующий день уже поехали туда и живем уже там три года.

Людмила Ильюнина: Отец Владимир, однако, по рождению и воспитанию вы - питерский человек. Не скучаете ли вы по родному городу? И вообще, - какое у вас сейчас отношение к Петербургу?

Протоиерей Владимир: Не могу сказать, что не скучаю. Конечно, где родился, там и пригодился. И часть моей души осталась здесь. Вообще к Питеру я отношусь двойственно: с одной стороны здесь очень тяжело, тяжело молиться, тяжело общаться, нет биологических ритмов, постоянно находишься в напряжении, а с другой стороны - именно в городе собраны все духовные, культурные ценности. Здесь святыни, здесь люди, здесь профессионалы, здесь динамика жизни, здесь православное радио, газеты, журналы, даже программы телевидения, новая литература. Говорить, что в городе все плохо - нельзя. Уверовать и веровать в городе легче. Здесь нет зависимости от мнений, в городе человек живет как в пустыне. Здесь можно жить, почти ни с кем не общаясь, как пустынник.

Город должен миссионерствовать

Протоиерей Владимир: Верующие из больших городов должны идти с миссией по деревням. Сейчас в деревнях тяжелейшая обстановка: повальное пьянство, пьют и женщины и мужчины. Молодежь, даже верующая, стесняется идти в храм, а для того, чтобы причаститься, они из деревни едут в город. Ведь в деревне их засмеют, прохода не дадут. Очень трудно жить, когда все или почти к тебе насмешливо относятся. Это не город, где у каждого есть своя "ниша".

Людмила Ильюнина: В деревнях такая ситуация существуют повсеместно?

Протоиерей Владимир: Я служил во многих деревенских храмах: 8 лет прослужил на Псковщине, 3 года в Нижегородской области, сейчас уже три года мы живем под Арзамасом, да и ездить приходилось немало. Поэтому я могу судить не понаслышке: везде одно и тоже.

Людмила Ильюнина: Чем же Вы можете это объяснить? Помните, Достоевский писал, что наш народ - "богоносец". Потом он стал богоборцем. Но времена обязательного атеистического воспитания прошли. Почему же отношение простого деревенского народа к вере и церкви остается прежним, - в лучшем случае равнодушным, а иногда и враждебным?

Протоиерей Владимир: Я думаю, что главная причина - инерция. Мы еще во многом советские, и эти "пережитки социализма" будут еще долго действовать. Нужно работать. Все зависит от личности священника на деревенском приходе. Если батюшка будет энергично проповедовать, работать с молодежью - ходить в школы, клубы, библиотеки, то люди придут в храм.

Людмила Ильюнина: Вам известны примеры удачного миссионерства на селе?

Протоиерей Владимир: Да в разных епархиях есть священники, которые кстати в основном перебрались в деревни из столиц, - бывшие интеллигенты, "творческая элита", которые активно работают с народом. Эти люди сознательно "пошли в народ".

Людмила Ильюнина: В XIX веке "шли в народ" с революционной проповедью народники, а теперь настали времена, когда надо "идти в народ" православным ради нашей общей веры...

Протоиерей Владимир: Помните, как в советское время мы ездили в деревню "на картошку". Думаю, теперь снова надо ездить, картошку духовно отрабатывать. Надо работать с людьми, с молодежью, в школах. И необязательно миссионерством должны заниматься только священники. Храмы и монастыри уже построены и восстановлены, пора строить души. Восстанавливать духовно деревни и маленькие уездные городки.

Возрождение России зависит от активной позиции верующих

Протоиерей Владимир: Сейчас задача возрождения России ложится, прежде всего, на плечи верующих. Архиереи, священники и простые миряне, все мы должны понимать, что от нас зависит наше будущее. И не надо думать, что вот мы создадим патриотические православные партии, которые всЈ и устроят. Нет. Необходимо воцерковление народа, только тогда появится внутреннее единство. Национальное единство появится тогда, когда все русские люди будут причащаться из Одной Чаши.

Людмила Ильюнина: А как практически может состояться воцерковление народа?

Протоиерей Владимир: Прежде всего, через миссионерство. Нужно вспомнить те времена, когда греческие миссионеры крестили Руси, обращались с проповедью к народу по городам и весям. Старец Паисий Святогорец и старец Иосиф Ватопедский говорили, что в последние времена Господь воздвигнет молодых неофитов, которые и будут подлинными миссионерами. У нас принято ругать неофитов, а они могут стать самыми горячими проповедниками.

Людмила Ильюнина: Однако, известны печальные примеры, как люди переезжали в деревню, не имея представления о реалиях деревенской жизни, а потом что называется "локти кусали"?

Протоиерей Владимир: Я знаю случаи, когда люди переезжали не просто в деревню, а в Дивеево, а потом не знали, что делать. Молиться всЈ время они не могут, а общения привычного нет, и им становилось скучно. И вот начинаются звонки: "Что делать? Как нам обратно вернуться?"

Людмила Ильюнина: А еще нельзя забывать и о бытовых трудностях. Одно дело в кресле или на диване у батареи центрального отопления читать о великом труде подвижников, а другое - просыпаться в холодной избе с остывшей печкой, ходить за водой к обледенелому колодцу, рубить дрова... Тут уж не до восторгов о своем мнимом духовном росте, здесь - "проза жизни", которую не всякий городской человек выдержит.

Протоиерей Владимир: Увы, нетрезвость - одно из наших свойств. Прежде чем, куда-то переезжать, нужно "семь раз отмерить, и один раз отрезать". Делать такой шаг нужно по благословению даже не духовника, а старца. Перемена места жительства - это всегда огромный стресс. Я знаю множество примеров из жизни людей, которые несколько лет назад с великим энтузиазмом поменяли, например, квартиру в Питере на Калугу, а потом в деревню рядом с Оптиной Пустынью, а теперь страдают от своей "ревности не по разуму".

К концу света нужно относиться с благоговением, как к духовной реальности

Людмила Ильюнина: В последнее время усиливаются "апокалипсические настроения", и верующие снова думают о том, что из городов нужно как можно скорее бежать...

Протоиерей Владимир: Бежать нужно, прежде всего, духом. Но, если кто-то имеет возможность, то можно и даже нужно иметь запасной вариант - какой-нибудь домик в деревне. Пока в виде дачи, но с запасом дров и налаженным хозяйством.

Людмила Ильюнина: То есть апокалипсические настроения - это норма? Ведь нам заповедано наблюдать знамения времен и не упустить тот момент, о котором сказано "близ есть при дверех".

Протоиерей Владимир: Существуют две крайности. Есть случаи непомерного разгорячения: скорей все бросаем и бежим спасаться в леса, но и есть и обратные настроения: да, какой там конец света, еще тысячи полторы-две проживем.
Старец Иосиф Ватопедский, который еще жив, говорит о том, что лет на 50 нужно ориентироваться. Должны быть скорби, войны, потом Царь православный, расцвет православия, Константинополь будет освобожден, а потом наступит время Антихриста - и конец.
Но надо помнить, что конец или смерть - это не когда я буду умирать, а то, что сейчас действует во мне. И если я не буду помнить об этом, то я не буду и христианином. "Помни последняя твоя и во век не согрешишь", - и не только "последняя твоя", как отдельной личности, но и всего мира. Поэтому, конечно, нас, православных христиан, не может не интересовать судьба России. Нам нужно размышлять о конце в контексте православных пророчеств, а не исходить только из политических прогнозов.

Людмила Ильюнина: Вы имеете в виду пророчества прп. Серафима Саровского, прп. Лаврентия Черниговского, прп. Серафима Вырицкого?

Протоиерей Владимир: Да, прежде всего эти всем известные пророчества о знамениях конца, о перспективе совершающихся событий. Мы живем в поле этих пророчеств. Мы живем уже в том, что совершается.
Поэтому к концу света нужно относиться прежде всего с благоговением, как к духовной реальности. Но должна быть трезвость духовная, надо видеть, что это не произойдет когда-то, но уже происходит: это и растление нравов, и оскудение веры, деградация не только духовная, но и физическая и даже физиологическая.
Если мы будем жить с таким трезвым спокойным сознанием того, что все это уже происходит, то у нас не будет ненужного разгорячения, но не будет и теплохладности.
Апокалипсис - реальность, которая уже сейчас существует. Но не надо впадать в панику, не надо рыть окопы, хотя не нужно и забывать о том, что кругом происходит.

Людмила Ильюнина: Может быть, стоит вспомнить слова патриарха Тихона: "Умереть сейчас легче всего, а нужно научиться в наше время жить"?

Протоиерей Владимир: Наше время еще не настолько трудное. Апокалипсис помогает нам жить трезвее, не терять присутствие духа. Мы получаем реальные верстовые столбы - мы видим и будущее, и прошлое, и настоящее в трезвенном духе. И можем строить адекватные планы нашей жизни, не впадать в эйфорию, но и не расслабляться.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Цветков
Все статьи Протоиерей Владимир Цветков
Последние комментарии