Храм в Рыбацком

История с московским храмом Воскресения Христова в Кадашах повторяется в Петербурге

Общество 
0
347
Время на чтение 7 минут
Не раз уже приходилось убеждаться, что строительство и восстановление храмов в наше время (впрочем, пожалуй, как и во все времена) сопряжено с духовной битвой. Чаще всего прихожане ведут борьбу вдали от широкого общественного мнения, - следуя правилу: "Не выносить сор из избы". Но недавняя история с московским храмом Воскресения Христова в Кадашах показала, что нелишним стало предавать гласности ту несправедливость, которую продолжают творить по отношению к Церкви работники культуры.

В советскую эпоху передача зданий храмов в ведение Министерства культуры действительно была лучшим из зол - все-таки не под кабак, туалет или склад церковь отдавали, а под художественную галерею, реставрационные мастерские или хранилище фондов музеев.

Но времена эти уже давно прошли, и теперь, когда работники культуры настойчиво хотят оставить за собой церковную собственность, их действия иначе как богоборчеством уже не назовешь.

Та борьба вокруг московской церкви Воскресения Христова в Кадашах, которая широко освещалась в СМИ, увы, типична для нашего времени, - в разных регионах России разворачиваются подобные "боевые действия". У нас в Питере похожая история происходит вот уже несколько лет в Рыбацком.

В этом огромном, густонаселенном районе города до сих пор нет ни одного действующего православного храма. Хотя, как и повсюду, активно действуют иеговисты и прочие сектанты, а здание единственной сохранившейся православной церкви на местном кладбище заняли старообрядцы.

До начала 1950-х годов на берегу Невы в "Рыбной слободе" стоял величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построенный в русском стиле, украшенный мозаикой и фресками храм, вмещал в себя до 3000 человек молящихся. Один из членов современного прихода храма (в этом году ему исполнится 92 года) еще помнит былое величие Дома Божия...

Новый приход образовался в Рыбацком почти десять лет назад. Семь лет прихожане добивались регистрации, наконец в 2002 году они ее получили. Получили и настоятеля для будущего храма. Однако, после проведения предварительных исследований местности, выяснилось, что юго-западный угол Покровского храма оказался под асфальтовой площадкой - частью Рыбацкого проспекта, а юго-восточный угол оказался прямо на границе дороги. Это означает, что от восстановления порушенного храма в его прежнем виде приходится отказаться. С благословения правящего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решено было неподалеку от исторического места строить новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших (в 2002 году Св.Синодом был установлен этот новый праздник). В 2003 году проект был составлен "ЛенНИИпроектом", архитектором Б.П.Богдановичем и утвержден главным архитектором города О.А.Харченко.

Причем, архитектор Б.П.Богданович выполнил проект со всей проектно-сметной документацией благотворительно. Однако администрация Невского района, так же как и местные депутаты в мягкой форме отказали в помощи по строительству храма. Более того, за все это время до сих пор не составлен договор аренды на землю. "Мы вам позвоним, когда составим", - слышит один и тот же ответ настоятель будущего храма. А без этого документа никакие строительные работы на участке (пересечение Рыбацкого проспекта и ул. Устинова) начинать нельзя.

"Культурное" богоборчество

Между тем, Церковь имеет право претендовать на возвращение своей собственности в Рыбацком - Дома причта Покровского храма (адрес: Рыбацкий пр. д.12). В этом, неплохо сохранившемся здании, общей площадью 800 кв. м. вполне можно было бы оборудовать временный молитвенный зал, а так же открыть воскресную школу, обучающие мастерские и, в целом - духовно-просветительский центр для жителей района.

И вот тут началась история, напоминающая кадашевскую, только, пожалуй, еще в более мрачных тонах.

Почти двадцать лет назад здание причта арендовал кооператив "Квадрат", который организовал в церковном здании выставочно-коммерческую художественную галерею под руководством художника В.В.Игнатьева. Однако, как выяснилось, с момента заключения договора никакой арендной платы от нынешнего владельца так называемой галереи город не получает. Говорим "так называемой", потому что по свидетельству местных жителей "дом этот сомнительного толка", посетителей в "галерею" пускает по своему произволению только сам Игнатьев, какие картины он там выставляет, никто не видел. Между тем в Союзе художников его давно уже не встречали, и об образцах его личного творчества или об его коллекции ничего сказать не могут.

В 90-е годы Комитет управления государственным имуществом (КУГИ) города неоднократно подавал судебный иск на владельца "Дома на Набережной", всякий раз по разным причинам судебное разбирательство не давало никаких результатов.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир дважды обращался к администрации города с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Церкви бывшего дома притча Покровской церкви в Рыбацком, но дважды получал ответ, что этот вопрос может рассматриваться только после судебного решения, когда здание по закону будет освобождено.

В этом году иск в суд подала Администрация Невского района, но дата слушаний еще не назначена, и когда состоится этот суд - неизвестно.

Игнатьев же давно уже относится к церковной постройке, как к своей частной собственности и предлагает "выкупить ее за 100 тыс. долларов".

Напомним, что охранно-арендный договор на пользование зданием Игнатьевым давно уже просрочен. А по закону "пролонгация договоров аренды на объекты бывшей церковной недвижимости производить только при отсутствии обращения соответствующей религиозной организации". Конечно же, обращения "соответствующей религиозной организации" были и есть.

Терпеливые прихожане решили пойти на компромисс - выдвинули предложение о совместном использовании здания, т.е. приход проводит богослужения на втором или первом этаже здания, а галерея продолжает функционировать на другом этаже. Но Игнатьев, отклонил и это предложение.

В настоящее время приход собирается в местной библиотеке, по будним дням здесь служатся молебны с акафистом. А каждое воскресенье молебны совершаются у поклонного креста, который поставлен на месте алтаря Покровского храма. В холодное время люди мерзнут и болеют, но это их не останавливает.

О том, что храм жителям Рыбацкого необходим, свидетельствует такое духовно-значимое явление. На том месте, где прежде стоял храм, а теперь стоит крест, в последние годы стихийно сложилась молодежная тусовка. Поначалу прихожане думали, что им нужно будет изрядно повоевать с пьяными или полупьяными парнями. Но настоятель - иерей Алексей Скляров сказал им: "Пусть они стоят (или даже сидят) и слушают. Если даже человек пьяный к нам подойдет, но не будет проявлять агрессии, не надо его отталкивать". И, можно сказать произошло чудо: мальчишки, к которым отнеслись по-доброму, стали даже специально приходить на воскресные молебны, а 31 августа на молебне перед началом учебного года подошли к кресту и окроплению святой водой!

Местные жители рассказывают, что у креста частенько видят молящихся, порой еле держащихся на ногах, и говорят: "Такому человеку в храм стыдно пойти, а жажда покаяться, попросить у Бога прощения у него есть. Здесь место уединенное. Он думает, что никто его не увидит, никто не осудит и идет, бедолага, к страдающему Господу рассказать о своих вольных и невольных страданиях".

"Скучает душа моя о Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя"...

Тут я позволю себе лирическое отступление. Давно мне хотелось рассказать о сценке, свидетельницей которой я была, но как-то не к месту это было. А теперь к месту.

Однажды (лет 20 назад это было) приехал к нам в Питер один иеромонах из Троице-Сергиевой Лавры и направился на Карповку (тогда еще монастырь не был действующим), помолиться у стеночки, прилегающей к крипте с захоронением св.прав. Иоанна Кронштадтского. Одет он был "по форме", то есть в подряснике, да и в целом весь его вид говорил о том, что он священнослужитель. И вот, когда он пробирался к Карповке по узким и в то время весьма загаженным переулкам, местные обитатели смотрели на него, как на выходца из другого мира. Вдруг одна из женщин, покачиваясь на нетвердых ногах, но весьма решительно, направилась в сторону батюшки и уперлась ему рукой в живот, - чтобы он остановился. Все мы (сопаломники отца иеромонаха на Карповку) ожидали эксцесса. Но она вдруг правильно, как положено сложила руки под благословение и произнесла: "Отец, благослови, чтобы я больше не пила". Батюшка ей ответил: "Тут у вас рядом отец Иоанн, иди к нему и проси, чтобы он тебе помог".

Еще Достоевский заметил, что русский пьяный человек в большинстве своем глубоко несчастен, не от радости, не для удали он пьет горькую. Роман "Преступление и наказание" он сначала хотел назвать "Пьяненькие" и посвятить Мармеладову...

Рыбацкие "пьяненькие" не только молятся у Поклонного креста", но оставляют там и свои копеечки. Традицией это уже стало. Всякий раз, когда в воскресенье прихожане приходят на очередной молебен, они видят на булыжниках Голгофы россыпь монеток.

"Скучает душа моя о Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя" - великий святой это сказал - прп. Силуан Афонский, а ведь был он простой русский крестьянин, и в словах этих он выразил не только свою боль, но муку всего народа русского. Может быть, не всегда осознанную им, жажду жить с Богом.

Культура не спасает человека и народ в целом от греха и вырождения

После лирического отступления "про хорошее" вернемся к печальной действительности. "По природе душа христианка", но в большинстве случаев все-таки слишком глубоко скрывается христианская сущность души, а на виду реальных радетелей за дело Божие у нас не так уж много.

Приведем еще один вопиющий пример. Особо он "вопиет" именно сейчас - в год посещения России мощами св. прпмц. Елизаветы: сестры Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке почти десять лет ждут возвращения им своего храма. Как оказалось, проще переселить часть сестер молиться в другое место, чем "попросить" переехать находящиеся там на незаконных основаниях мастерские им. академика Грабаря...

Сколько еще таких "памятников архитектуры" до сих пор не передано Церкви по всей России! А ведь давно уже всем стало понятно: культура не спасает человека и народ в целом от греха и вырождения. Более того, концертный зал, художественная галерея, а тем более, что-то более "многофукциональное", устроенное в церковном здании, так или иначе является кощунством. И правы были верующие Москвы, когда они, устав от крючкотворства, стали действовать решительно.

Они, несмотря на угрозы хозяев реставрационных мастерских и шумиху в светских СМИ, заняли притвор храма и стали там служить молебны. А 19 августа 2004 года, можно было наблюдать следующее - по Большой Ордынке в сторону храма Воскресения Христова в Кадашах шли крестные ходы. На молебен "О возвращении невозвращенных храмов" собрались прихожане расположенной по соседству церкви святителя Николая в Пыжах, во главе с известнейшим священником, автором многих книг, протоиереем Александром Шаргуновым. Вместе с отцом Александром помолиться пришли еще два батюшки и два дьякона из того же храма, а так же протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы на Грязех, и два диакона из церкви Николы в Кузнецах. Всего на молебен собралось около 150 верующих из разных храмов Замоскворечья, пришедших молитвенно поддержать приход о. Александра Салтыкова.

После этого проблема сдвинулась с мертвой точки. И реставрационные мастерские, наконец, после долгих лет бумажных баталий, вынуждены собирать имущество и постепенно освобождать храм.

Наши прихожане в Рыбацком пока не собираются действовать таким решительным образом: отвоевывать по праву принадлежащее им здание притча Покровской церкви. Но и отступать они не собираются.

О подробностях деятельности прихода можно узнавать на приходском сайте pokrovnaneve. spb.ru

По указанному на сайте адресу можно присылать свои предложения и включиться в работу по восстановлению храма.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28