Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Лукавая толерантность

Сергей  Григорьев, Русская народная линия

Толерантность / 14.07.2004

12 июля в Санкт-Петербурге, в день празднования именитого святого северной столицы апостола Петра, состоялось весьма знаменательное событие. В здании администрации Московского района прошло общественное обсуждение многолетней проблемы города: строительства храма-памятника в Московском парке Победы, на месте захоронения во время блокады кремированных останков более 700 тысяч ленинградцев и защитников города. Уже более десяти лет группа православных горожан энергично хлопочет о получении разрешения на строительства Храма-Памятника, за это время документы на строительство храма кем только не были одобрены и поддержаны, но дело по-прежнему стоит. Как ни странно, но в администрации Московского района Санкт-Петербурга находятся влиятельные силы, активно и успешно саботирующие создание храма.

За прошедшие годы уже не раз и на самом разном уровне происходили всевозможные обсуждения устройства Храма. Общепризнано, что на месте нынешнего парка Победы находилась самая большая в России братская усыпальница погибших в той войне. Собрано множество документов, проведены научные исследования, согласованы интересы казалось бы всех организаций, имеющих отношение к Памяти войны, по этому поводу даже слушания в Государственной Думе прошли, инициатива верующих одобрена на самом высоком уровне. Еще два года назад председатель Совета ветеранов России генерал армии Говоров, председатель Комитета по делам ветеранов в ГД маршал Куликов и Всероссийский оргкомитет «Победа» ходатайствовали о внесении в Общероссийский Перечень подготовки к проведению празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. строительство Храма в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге. Это ходатайство получило одобрение Президента России, и строительство Храма, на ряду с другими объектами, было им утверждено.

В ходе своей недавней предвыборной компании Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обещала наконец решить вопрос со строительством Храма, но оказалось, что всё не так просто. Одно дело говорить о своей приверженности Православию, когда нужно одобрение избирателей, и совсем другое дело «согласовывать» решения. А согласовывать их оказывается нужно совсем и не с избирателями, не с народом, а с неким якобы «общественным мнением», которое на поверку оказывается совсем даже и неправославным. Очевидно, что в реальности такого общественного мнения нет, и, как в данном случае, создаётся оно искусственно.

Именно этим неблагодарным делом и занимается уже ряд лет Глава администрации Московского района Санкт-Петербурга Александр Иванович Полукеев. Время от времени на подобные общественные обсуждения, в соответствии с канонами демократического общества, собираются «представители общественности» - руководители совершенно зависимых от администрации общественных организаций, к примеру, Общества любителей зимнего плавания. Ради соблюдения «справедливости» на такие обсуждения приглашается и Председательница Общественного фонда защиты Московского парка Победы Александра Семёновна Козлова, многолетняя ходатаица-страдалица за Храм-Памятник. Разумеется, она всегда оказывается одна против слаженного хора единомышленников главы районной администрации.

Такое «законно» оформленное издевательство над общественным мнением пытались наши районные администраторы устроить и 12 июля, но на встречу в здание администрации для поддержки Александры Семёновны пришли простые верующие нашего города, и в первую очередь те из них, близкие которых погибли в блокаду. Быстро оценив ситуацию, глава администрации попытался разогнать собравшихся, прорычав на пожилых людей, своих земляков, что, мол, он их сюда не звал, и обсуждать что-либо будет только с приглашенными представителями общественных организаций. Но, поняв, что рыком верующих не испугаешь, согласился провести общественные слушания в присутствии общественности. Во вступительном слове Александр Иванович объявил собравшимся, что его администрация, оказывается, занимает нейтральную позицию по этому вопросу. И сам он, как бы даже и православный, вот внука своего покрестил, и тоже готов увековечить память и т.д. и т.п. Но ведь у нас есть и неверующие, мол, они ни в какую не согласны видеть Храм в парке Победы.

Вообще вокруг этого увековечения памяти, каких только замечательных слов порой не услышишь от неверующих, только вот памяти у них вечной-то нет. Ведь нельзя же считать увековечением памяти воспоминание о погибших в войну пару раз в году - в день снятия блокады, да в день Победы! Мой тесть, сам участник войны, потерял на ней своего отца, погибшего при защите Москвы. Тесть считал, что свято чтит память погибшего родителя, но только случайно узнав, что мы с женой поминаем деда ежедневно на утренней молитве, а каждое воскресение его имя поминают на богослужении в нашем приходе, по его же словам только тогда ветеран понял, что значит настоящее увековечение памяти, и что может быть оно только в православном храме. Да и само выражение «увековечение памяти» пришло к нам из православного молитвословия об усопшем: «Во блаженном успении, вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу (имярек) и сотвори ему вечную память».

Выступавшие на встрече в райадминистрации представители православных общественных организаций убедительно, с цитированием соответствующих документов, доказали, что строительство Храма-Памятника не только вполне обосновано и согласовано со всеми занимающимися этой проблемой организациями и лицами, но и получило благословение Святейшего Патриарха и одобрение Президента. Но глава администрации стоял на своём: «Ко мне эти документы не поступали, а значит знать их я не обязан, и вообще прекратите цитировать документы, которых нет в моей канцелярии».

Были выступления и против строительства храма. Особенно ярко выступил председатель общества любителей зимнего плавания (моржей) в Московском парке Победы. Оказывается они очень даже помнят погибших блокадников, и даже специальные заплывы устраивают в памятные дни. И считают, что этого вполне достаточно.

Но главный аргумент противников строительства храма в районной администрации был многократно проговорен в кулуарах среди помощниц-советчиц Полукеева: мол, у нас 147 национальностей, дашь одним, по справедливости и другим давать надо будет. Этот лукавый аргумент чиновники никогда не забывают предъявить, когда хотят отказать в просьбе православным. И их совершенно не заботит, что только Православие сохраняет поименную память об усопших в ежедневных богослужениях, что никакая другая конфессия не относится так трепетно к памяти погибших за Родину, ничуть не забывая и об иноверцах, отдавших жизнь за наше общее отечество. Примечательно, что этот безотказный аргумент о многонациональности и веротерпимости к месту и не месту употребляют тогда, когда надо как-то обмануть православных. Также замечено, что когда надо попросить народ напрячься и пожертвовать чем-то, обращаются власти не к 147-ми национальностям, а к одной - русской, как это сделал один великий интернационалист. Когда Германия вероломно напала на Советский Союз, он обратился к народу со словами русского православного обращения «Братья и сёстры!» Но ведь это когда что-то нужно от русских, тогда, конечно, появляются «Братья и сёстры!», а если и так всё идёт, то интересами русских всегда можно пренебречь ради 147-ми национальностей.

Если это касается живых, то нам можно и потерпеть, но нельзя терпеть, если это касается погибших за нас, если это касается их вечной памяти и нашей благодарности за их подвиг. Поэтому и горячились верующие на собрании 12 июля, в Петров день, когда на новом синедрионе решалась судьба нашей памяти. Позиции определились: верующие были за храм, администрация - против.

Как и положено, не обошлось обсуждение и без своего иуды. К сожалению, в этой незавидной роли выступил настоятель ближайшей к парку Победы Чесменской церкви протоиерей Алексей Крылов. Сей протоиерей объяснил администрации и собравшимся православным, что Санкт-Петербургская епархия уже всё, что нужно, увековечила, и уже, так сказать, отчиталась о проделанной работе. Храм, где особенно поминаются жертвы блокады, построен на правом берегу, на Охте. Его вполне достаточно для памяти, и если кому приспичило - могут там и помолится. Конечно, можно понять отца протоиерея, ведь случись, построят храм под боком, какая конкуренция может возникнуть.

Вообще протоиерей Крылов известен в городе своим особым артистизмом, любит батюшка эпатировать публику. К примеру в начале 90-х тогда ещё молодой отец Алексей пришел в Университет на собрание верующих интеллигентов, обсуждавших труды о. Серафима Роуза об экуменизме. Разобравшись, что собрались все сплошь противники экуменизма, недавно рукоположенный священник Крылов, хотя его никто и не просил, не преминул задеть собравшихся натурально заявив, что Русская Православная Церковь - экуменическая. И цитаты привёл из выступлений Патриарха и других членов Синода. И очень довольный произведённым эффектом удалился. Как и в этот раз... А зря. Если бы задержался немного, услыхал бы и о другом проекте, среди верующих обсуждавшемся: слишком много в Питере храмов православных, можно бы и упразднить тот, где настоятелем протоиерей Крылов, и открыть там музей современного обновленчества, а Крылова экскурсоводом туда поставить, лучшего специалиста разве только в первопрестольной найти можно.

И на этот раз протоиерею Крылову удалось эпатировать публику своим выступлением. Не только православные растерялись, но даже и воинствующие безбожники не сразу поняли, что подмогу получили, откуда не ждали. Но, думаю, и они почуяли, чью роль сыграл артистичный батюшка. К сожалению, других священников на обсуждении вопроса о Храме-Памятнике не оказалось. Оно и понятно: встречу с общественностью назначили на 3 часа дня в Петров день. А когда же ещё разговляться после Петрова поста?!

Не было на встрече и говорливых народных избранников - депутатов, хотя все они на всех уровнях, как один, во время предвыборной компании исповедали себя приверженцами Православия. Наверное. Тоже, видать, разговлялись...

Как говорится, праздник прошёл, а проблема осталась. Мёртвым торопиться некуда, они подождут. А вот сколько ещё Милосердный Господь будет терпеть наше «общественное мнение», нашу лукавствую толерантность?!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме