Обращаемся к Вам, как к гаранту обеспечения конституционных прав и свобод граждан Украины.
Как известно 14 апреля 2004 г. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания принял скандальное, противоречащее Конституции решение N 317 о том, что трансляция телевизионных и радиопередач на Украине должна вестись исключительно на государственном языке. Согласно этому решению выдача и переоформление лицензий телерадиоорганизациям (ТРО) будет производиться только в том случае, если в графе "язык вещания" будет указано - украинский. Речь идЈт о ТРО всех форм собственности(!), ведущих вещание как на всю территорию Украины, так и на несколько регионов. И только местным каналам, ведущим передачи в пределах одного региона Нацсовет может позволить вести трансляцию не на украинском языке, да и то с учЈтом национального состава населения и только определЈнное время. За невыполнение - лишение права на вещание.
Таким образом, миллионы законопослушных граждан Украины, которые хотят и имеют на то конституционное право - получать информацию, приобщаться к культуре на русском языке, такого права практически будут лишены. Это, кстати, те самые граждане, на налоги которых содержится, в том числе, и Национальный Совет по телевидению и радиовещанию.
Председатель Нацсовета пан Холод окрестил решение N 317 историческим. Действительно, историческое. Впервые прямой запрет русского языка, вводится в таких масштабах да еще с серьезнейшими санкциями за его нарушение.
ПриведЈм лишь некоторые положения Основного Закона Украины, которые грубо попираются решением N 317.
Прежде всего, НАРУШАЮТСЯ ГАРАНТИРОВАННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. А ведь "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность" (Статья 3 Конституции Украины).
Национальный совет по TV и радиовещанию нарушил Статью 10 Конституции: "На Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство содействует изучению языков международного общения". Статью 11: "Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, еЈ исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины". Статью 15: "Общественная жизнь на Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена". Статью 19: "Правовой порядок на Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". Статью 22: "Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод". Статью 24: "Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам". Статью 41: "Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности". Статью 56: "Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий". Статью 60: "Никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность".
Поскольку решение Нацрады N 317 касается телерадиоорганизаций всех форм собственности, оно НАРУШУЕТ НОРМЫ ЗАКОНА УКРАИНЫ "О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ", в частности, общие гарантии и гарантии имущественных прав предпринимателей. Заставляя предпринимателей (частные ТРО) за счЈт собственной прибыли нести дополнительные затраты на перевод, смену языковой концепции вещания и не компенсируя им понесЈнные затраты, Нацсовет нарушает, например, статью 5 Закона о предпринимательстве, которая гарантирует "свободное распоряжение прибылью, которая осталась после внесения платежей, установленных государством". А согласно статьям 12 и 13 такие расходы должны компенсироваться государством. Ясно, что Нацсовет этого делать не будет. Значит частные ТРО вполне могут обратиться о взыскании затрат в суд. И это предусмотрено Законом!
Скандальное решение N 317 ПРОЛТИВОРЕЧИТ и тем МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, которые приняла на себя Украина, ратифицировав ЕВРОПЕЙСКУЮ ХАРТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ ИЛИ ЯЗЫКОВ МЕНЬШИНСТВ. ПриведЈм лишь некоторые обязательства нашего государства (Статья 11 Хартии):
- "принимать соответствующие меры для того, чтобы структуры телерадиовещания предусматривали наличие программ на региональных языках или языках меньшинств;
- поощрять и/или содействовать вещанию на регулярной основе радиопрограмм на региональных языках или языках меньшинств;
- поощрять и/или содействовать вещанию на регулярной основе телевизионных программ на региональных языках или языках меньшинств;
- поощрять и/или содействовать производству и распространению аудио- и аудиовизуальной продукции на региональных языках или языках меньшинств;
- гарантировать свободу прямого приема радио- и телевизионных передач из соседних стран на языке, используемом в форме, идентичной или близкой региональному языку или языку меньшинства, и не препятствовать ретрансляции радио- и телевизионных передач на таком языке из соседних стран. Равным образом следить за тем, чтобы в печати не создавались никакие ограничения в отношении свободы выражения мнений и свободного распространения информации на языке, используемом в форме идентичной или близкой региональному языку или языку меньшинства.
- обеспечивать, чтобы интересы лиц, пользующихся региональными языками или языками меньшинств, были представлены или принимались во внимание в тех органах, которые могут быть учреждены в соответствии с законом и с задачей гарантировать свободу и многообразие средств массовой информации.
Это обязательства Украины перед Советом Европы! Неужели не видно, что решение Нацсовета полностью противоречит принятым обязательствам!?
ПРОТИВОРЕЧИТ оно и НОРМАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНЫЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА (Рим, 4.XI.1950 г.), Статья 14 которой гласит: "Осуществление прав и свобод, изложенных в этой Конвенции, гарантируется без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного состояния, рождения или иных обстоятельств".
Что же касается возможного изъятия лицензий у телерадиоорганизаций, если они не обеспечат 100% вещания на украинском языке, то напомним первую статью ПЕРВОГО ПРОТОКОЛА к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека (Париж, 20.III.1952): "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право мирно владеть своим имуществом. Никто не может быть лишЈн своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом или общими принципами международного права".
Русское Движение Украины и Партия "Русский блок" полностью разделяют Ваше, господин Президент, заявление о том, что решение Национального Совета по телевидению и радиовещанию не соответствует Конституции Украины. Что должен был сделать Нацсовет после такой критики Главы государства? Естественно, отменить своЈ решение N 317. Однако зарвавшиеся чиновники, которые позволяют себе трактовать Конституцию и законы Украины на свой манер, лишь отсрочили вступление в силу антиконституционного решения до 1 января 2005 года. На лицо - откровенное саботирование мнения Президента и воли миллионов украинских граждан!
Русское Движение Украины, Партия "Русский блок" требуют от Президента Украины защитить конституционные права и свободы граждан, которые могут быть нарушены в связи с вступлением в силу решения N 317 Национального совета по телевидению и радиовещанию, а так же принять меры по отмене антиконституционного. Скандальное решение должно быть отменено ещЈ и потому, что оно противоречит международным обязательствам нашего государства перед Советом Европы. Виновные в попытке ограничить конституционные права и свободы граждан Украины в связи с принятием решения N 317, скомпрометировавшие, таким образом, наше государство в глазах мирового общественности, должны понести заслуженное наказание.
С уважением,
Председатель Русского Движения Украины, Председатель Партии "Русский блок" А.Г. СВИСТУНОВ
г. Киев. 29 апреля 2004 г.
Tel. +38-044-254-42-56 Fax. +38-044-254-56-19
www.rdu.org.ua