Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нельзя ругать то, чего не знаешь

Алла  Бородина, Русская народная линия

Основы православной культуры / 30.03.2004

От редактации: Не утихают споры вокруг "Основ православной культуры". Однако, в основном те, кто выступают против, не взяли на себя труд ознакомиться с тем, что это за предмет. Их пугает само словосочетание "Православная культура". Между тем в предисловии к учебнику А.Бородиной дается довольно подробное объяснение того, как она и ее рецензенты рассматривают культуру в целом, религиозные культуры в частности и православную культуру.

Что изучает история религиозной культуры?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо разобраться с терминами, составляющими название данного курса:"история", "религиозная", "культура". Слово "культура" вам всем, конечно, хорошо знакомо: вы встречались с ним на уроках истории, на уроках литературы и в повседневной жизни. В современном языке оно очень употребительно. Но на вопрос: "Что такое культура?" - вы вряд ли сможете ответить сразу и достаточно точно. Причина такого затруднения кроется не только в том, что вы, скорее всего, об этом не задумывались и не заглядывали в словари, но и в том, что это понятие очень многозначно. Одни из вас ответят примерно так: "Культура - это воспитанность, образованность, умение себя вести". Другие отметят, что к культуре относится всЈ, что создаЈт человек своими руками для себя и для общества. А третьи, возможно, будут уточнять, доказывая, что культура - это не только то, что исполнено руками человека и является материальным. Традиции, мировоззрение, нравственные законы также относятся к культуре. Кроме того, следует добавить, что культура каждого отдельного народа и человека своеобразна, что на разных ступенях развития уровень культуры меняется и что именно культуре народа (как и отдельного человека) создает его неповторимый облик. О культуре можно говорить много, потому что понятие культуры очень емкое и многогранное. Оно употребляется для обозначения характерных особенностей жизни целого народа, государства, отдельной национальности, например: русская культура, культура Египта, культура Италии. Оно может обозначать определЈнный период исторического развития сразу нескольких государств и народов: культура Древнего Востока, культура Средневековья; а также применяется как обобщЈнное понятие применительно ко всему человечеству за весь период его исторического развития (мировая культура, мировая художественная культура). Это слово используем мы, когда говорим о культуре отдельной личности, имея в виду проявления воспитанности и образованности человека.
В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия "культура". Надо сказать, что в основе большинство из них лежит представление о культуре как явлении, связав ном с человеческой деятельностью: человек создаЈт, сохраняет и распространяет культурные ценности. Культура рассматривается как продукт творческого труда человека, как воплощение его идей во всех областях его жизни и деятельности. Вот наиболее распространЈнное определение культуры "Культура - определЈнный уровень развития обществе творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях".
Теперь давайте разберЈмся, откуда слово "культура" к нам пришло и что первоначально оно означало. Латинское слово "cultura" буквально переводится: "возделывание земли, воспитание, образование, развитие". Таким многозначным было оно изначально, до того как его заимствовали другие европейские народы. Это слово непосредствен но связано со словом "cultus", что значит "почитание Бога, культ". Почему же так много и таких различных смыслов (но то только на первый взгляд!) собрано в одном слове? Первоначально под культурой подразумевалась обработка земли, уход за ней, чтобы она стала пригодной для удовлетворения потребностей человека в пище, одежде, в средства ухода за телом, в лекарствах. Человек с глубокой древности пытался постичь тайны бытия и наряду с материальным своим существованием обнаруживал бытие духовное. Он стремился осуществить связь между этими формами бытия, особенно в жизненно важных сферах, таких как земледелие. Он понимал тщетность только лишь человеческих усилий в этом сложном и значимом деле, результаты которого зависели о очень многих условий и обстоятельств. Поэтому обработке земли, посеву, сбору урожая всегда предшествовали определЈнные религиозные обряды, культовые действия, направленные к высшим силам за помощью. Слово "культура" со временем распространилось на все сферы человеческой деятельности (образование, искусство, общение) и стало употребляться в более широком смысле - "облагораживать, развивать, образовывать, воспитывать". Эллины видели своЈ главное отличие от варваров в воспитанности. В позднеримский и средневековый периоды культура связывалась с признаками личного совершенствования. В научный обиход слово "культура" вошло во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни. Позднее понятие культуры стало ещЈ более широким, и культуру стали разделять на духовную и материальную. Это удобно для уточнения изучаемого предмета, однако не следует забывать об условности такого разделения и неразрывности духовной и материальной культуры в жизни человека и общества.
В настоящее время слово "культура" употребляется как в узком значении, то есть применительно к духовной сфере (религия, искусство, философия), так и в более широком смысле, включая материальную культуру (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. п.).
Что же такое культура религиозная? Под религиозной культурой следует понимать: а) религию (от лат. religio - восстановление связи с Творцом, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, особые действия (культ), основанные на вере в существование и силу Бога (в языческих религиях - богов) и направленные на общение с Ним (ними) и получение от Него (них) помощи; б) религиозную этику (наука, изучающая мораль); в) искусство и народные традиции, непосредственно связанные с религией, отражающие еЈ содержание.
ОстаЈтся вспомнить, что такое история. Греческое слово "historia" означает "рассказ о прошедшем, об узнанном" и употребляется в двух основных значениях: 1) развитие событий; 2) совокупность общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (историческая наука).
Таким образом, история религиозной культуры - это историческая дисциплина, изучающая:o собственно религию, то есть взаимоотношения человека с Богом;o религиозную этику и философию;o искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.
Предмет истории религиозной культуры также изучает влияние религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие области жизни и деятельности человека; события религиозной жизни. К области истории религиозной культуры относятся история происхождения и смысл церковных Таинств и богослужений, религиозных понятий и символов.
Необходимо добавить, что, согласно православному вероучению, Бог непостижим для человеческого разума, а основа религии - вера (в Православии это вера в Святую Троицу, Спасителя и спасение) - явление таинственное, сугубо личное и не подлежит изучению, во всяком случае в рамках школьного историко-культурологического курса, каковым является "История религиозной культуры". Воссоединение, восстановление связи с Творцом (именно такой смысл имеет слово "религия") осуществляется опытным путем через личную веру, покаяние и следование Христу. Практическое руководство на этом пути осуществляется Православной Церковью.
Изучение же религиозной жизни, отраженной и сохранившейся в культуре и истории народов, возможно и полезно для каждого современного школьника.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры?
История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всЈ самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу. Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории Египта, Китая, Индии, Греции, Рима, как и любого другого государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков этих культур.
Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. И даже прикладное искусство, служащее в основном утилитарным целям, отражает и доносит до нас через века и тысячелетия определЈнные религиозные представления, идеалы и символы.
Таким образом, история религиозной культуры поможет вам в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.
Другая важная причина необходимости изучения истории религиозной культуры заключается в том, что мы живЈм в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.
В последние годы это стало особенно важным, потому что каждый человек сегодня находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неуважительные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений и т. п.
Да по-другому и быть не может, так как вера и мировоззрение всегда были самыми важными факторами в жизни каждого отдельного человека и целых народов. Именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту.
Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.
Третья причина связана с тем, что при недостатке знаний в области религий тема духовного бытия часто обрастает фантазиями, а в корыстных целях - и преднамеренной ложью, становится источником предрассудков, способствует возникновению и распространению оккультизма (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвящЈнных", прошедших специальную психическую тренировку), магии (от греч. mageia - колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) насильно воздействовать на людей и явления природы), даже сатанизма (сатанизм - поклонение и служение сатане, главе злых духов, противостоящему Богу), приводит к насилию, эксплуатации и душевным расстройствам. Возникают всЈ новые и новые секты (от лат. sekta - учение, направление, школа) - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви), общины, "духовные" центры, обещающие дать "специальные" знания, тайные и никому недоступные, кроме "избранных" (конечно, ни деньги или услуги); открыть в человеке "особые" способности что-либо видеть, чего нет на самом деле; управлять другими людьми (вместо того, чтобы владеть собой) или что-нибудь ещЈ в этом роде.
К сожалению, в течение последнего десятилетия в нашей стране это нашло широкое распространение и принесло много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потери семьи и имущества.
Знания в области религии должны помочь вам не оказаться жертвами религиозного фанатизма (от лат. fanaticus - исступленный) - такая приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, которая соединяется с нетерпимостью к любым другим взлядам) и духовной эксплуатации.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме