В последнее время активно насаждается идея русского ислама - некоего симбиоза русской души и демонского аравийского лжеучения, именуемого исламом.
Навязывание России миролюбивого (толерантного) восприятия лже-религий как неких этических этно-культур, формировавшихся много веков, вопреки православному мировоззрению и русской цивилизации, вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Неужели мы забыли кто такие магометане?!
Появление этой статьи в Неделю Торжества Православия считаю необходимой, ибо только анафематствование - троекратное церковное проклятие в адрес самой ереси(от греческого - "хватаю, постигаю, привлекаю на свою сторону") и ее приверженцев, - вот что следует совершать и о чем помнить православным христианам.
Что же из себя представляет эта восточно-азиатская разновидность массового бесовского заблуждения, возведенная врагами Православия в ранг мировой религии. В сжатом виде информация об исламе звучала бы так.
Содержание ереси
Составная часть ислама - "божественное" установление ("дин"), которое состоит из 3-х единиц: "пять столпов ислама",
веры ("иман")
и благие дела ("ихсан").
"Пять столпов ислама" составляют:
1) исповедание единобожия ("таухид") и пророческие миссии Мухаммеда;
2) ежедневная пятикратная молитва ("салат");
3) пост ("саум") раз в году в месяц "рамадан";
4) добровольная очистительная милостыня ("закят");
5) паломничество (хотя бы единожды в жизни) в Мекку ("хадж").
Вера в исламе принимается как свидетельство Бога о Себе самом.
Четыре основных предмета веры:
1) в единого Бога;
2) в Его "посланников" и Его "писания".
Коран называет только 5 пророков-посланников ("расул"): Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа и Мохаммеда, завершившего цепь пророчеств;
3) в Ангелов;
4) в Воскресение после смерти и Судный день.
"Священная" книга
Книга с таким название считается "священной", в коей по своему содержанию представлена смесь верований, нравственных изречений и правил общественной жизни. Собрание Корана в одно целое произведение приписывают Абу Бакру, тестю Магомета. В основе его лежат мысли Христианские, еврейские и первобытные аравийские. В России он впервые переведен на русский язык (с французского) только в 1876 г.
Интересна и весьма поучительна предыстория появления на свет Корана. Но об этом позднее. Остановимся на содержании этой книги.
Основной источник вероучения ислама "священная книга мусульман" - откровение, которое ниспослал частями Мухаммеду ("пророк") через "Святого Духа", отождествляемого с "Архангелом Гавриилом" ("Джибрил") (этого Христианство признать не может в силу многих причин).
"Бог" в Коране "говорит" или "Сам за Себя" (в 1-м лице, в единственном или множественном числе) или Его слова (редко) передает сам Мухаммед, или "Ангелы".
При жизни "пророка", которого мусульмане считают "единственным и истинным", текст Корана передавался только в устной форме - "чтецами". Но уже при первом халифе Абу Бакре (632 - 634 гг.) бывший секретарь "пророка" Зайд ибн Сабит составил первый сводный текст Корана.
При третьем халифе Османе (ок. 651 г.) была установлена окончательная редакция текста, который сегодня состоит из 114-ти "сур" ("откровений"), которые также делятся на "айаты" ("знамения"). При этом в "суре" может быть от 3 до 268 "айатов". Но самое парадоксальное состоит в том, что "суры" Корана расположены не хронологически (за исключением короткой 1-й), как в Святом Писании, а в порядке убывания их длины (?!). Поэтому поздние по времени в основном находятся в начале, а ранние - в конце. При этом в некоторых "откровениях" иногда объединены "знамения" совершенно различных временных периодов. Вразумительного объяснения такому порядку магометане дать не в силах, в результате все сводится к термину "традиция".
Литературная форма Корана - рифмованная проза.
Мусульмане делят "откровения" Корана на 4 периода; 3 "мекканские" (г. Мекка) и 2 "мединских" (г. Медина), что связывают со "святынями" ислама - городами где "пророк" родился и творил.
Приведу только один пример суеверий из "священной книги".
В Коране земля делиться на 7 этажей, каждый из которых отделен от другого воздушным пространством. На верхнем из них обитают люди. Вторая земля, располагается под первой и служит источником ветров и разрушений. О третьей сообщается, что там живут существа с лицами собак, ушами быка и руками человека, столь ужасный облик они получили в наказание против "Аллаха". Четвертая земля содержит в себе серные камни, предназначенные для топки адского огня. Пятая заполнена огромными скорпионами величиной с верблюда, лишь одна капля которого способна погубить все живое в море. Шестой ярус земли отведен для душ грешников, нещадно мучимых "ангелами". Седьмой - это владение дьявола "Иблиса", здесь он восседает на своем троне и отсюда отправляет на землю, где обитают люди и полчища демонов, единственная цель которых - сбить с пути истинного (ислама) колеблющихся в вере.
Еще ниже располагается ярус земли, который в Коране именуют Адом ("джаханнам" - арабская форма от древне еврейского "геенна"). Он разделен еще на 7 этажей, промежутки между которыми составляют 120 лет пути. Первое отделение мусульманского Ада предназначено для лицемеров, Во втором подвергаются мучениям египетский фараон и его приближенные (что заимствовано из Библии), в третьем этаже томятся безбожники, четвертое отведено для колдунов и чародеев, в пятом мучаются христиане (!), в шестом - звездопоклонники и, наконец, в седьмом самом нижнем отделении Ада находятся последователи Аллаха, сбившиеся с пути веры ислама и совершившие те или иные грехи. Здесь же находятся 7000 городов, и ни одно из мучений, которым подвергаются в них грешники, не походит одно на другое.
В самом Коране об адских муках говорится немного, в основном об этом писали комментаторы "священной книги" ислама. Согласно этим сочинениям, на 6 верхних этажах Ада наказания связаны в основном с огнем, нижний ярус отличается необычным холодом. Муки нижнего Ада самые легкие поскольку в них заключены мусульмане, которым окончательно не отказано рано или поздно попасть (!) в Рай, поле того как они искупят свои прегрешения в адских муках.
Влияние книги
Поэтический, проповеднический, пророческий и полемический характер "сур" определил на многие века уклад жизни арабов-мусульман до того разрозненных и разбросанных по миру и истребляющих друг друга в междуплеменной борьбе. В этом смысле наиболее интересен "мединский" период создания Корана в 622-632 гг., состоящий в Коране из 24-х "сур". В нем регламентируется политическая и социальная жизнь мусульманской общины; ее военной организации (армии), предписания культового и законодательного характера. Содержится в этой части книги и полемика с иудеями, и догматическое размежевание с христианами, установление их статута в мусульманской общине (понятие "неверные"), а также определение иудаизма - "религии Авраама", как подлинной мусульманской (?!) веры.
На фоне создания Корана возник единый литературный язык, культура мусульманского мира, образовалась арабская филология, лексикография, историография. На основе Корана и изучения его лексики развивались мусульманское правоведение ("фикх"), мистика ("суфизм"), теология ("калам"), появилась даже наука о чтении книги (!) ("илм*ал-кира").
В Х веке Абу Бакр установил 7 основных авторитетных способов чтения Корана, которые были приняты в суннизме. В дальнейшем развивалась наука о способах толкования книги ("илм ат-тафсир"), родоначальником которой был Ибн Аббас (умер в 686 г.).
Но, как в любой лже-религии, в исламе началось дробление на течения, секты, ордены.
Секты ислама
Так в "шиизме" и "суфизме" сложились традиции аллегорического толкования Корана - "та*вил". Особенно преуспели в этом "батиниты" (от арабского - скрытый, тайный). По сути, это были те же гностики (от греческого - ведение) - мистические толкователи Христианства, но в исламе - принципиально новом лжеучении.
"Батиниты" были сторонниками мистического толкования Корана, видя в его тексте, помимо буквального, - сокровенный смысл. Потом появились "захириты", "исмаилиты", всевозможные шиитские секты.
В IX - XI вв. учение "батинитов" послужило идейной основой влиятельного социально-политического движения в Арабском халифате. Это же учение было главной силой противостоявшей правоверию в исламе. В нем были собраны умозаключения о единобожии, мировом разуме, мировой душе, первичной материи и 7 сферах небесных, а также идеи о совершенном человеке (т. е. "пророке" Магомете), об эманации и о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. В сути исламской ереси заложена идея о 7 эрах, 7-м "имаме" (мировая душа) и его духовном преемнике ("саммит").
Близкими по духу "Батанитам" был тайный философско-просветительский союз "Братья чистоты" ("ихван ас-сафа").
Союз возник в г. Басра в Х веке и был связан (по одной из версий) с ересью "исмаилитов". Представители этой секты в исламе стремились трактатами (всего их 51) помочь сменить цикл современных государственных "поборников зла" на государство "поборников добра". По сути они изучали логику и физику (по Аристотелю - отцу всех ересей), антропологию и медицину (по Галену), теорию музыки и космологию (по пифагорейцам), астрономию (по Птолемею), политику (по Платону) и т. д. Они же обращались к халдейской астрологии и метафизике неоплатоников (последователи Платона). В этой солянке умозаключений они искали истину и весьма в этом преуспели. На ближнем Востоке у них и сегодня есть последователи; трактаты "Чистых братьев" были изданы в 1957 г. в Бейруте (Ливан) в полном объеме.
Однако наиболее известным мистическим течением в исламе (как в "шиизме", так и в "суннизме") является "суфизм" ("власяница" - одежда аскета). Его родина - территория современного Ирака и Сирии (чрево Вавилоново). "Суфизм" зародился в VIII веке и распространился от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии.
В этом "учении" было сочетание идеалистического учения о постепенном прозрении через мистическую любовь - к познанию "Бога" и конечному слиянию с Ним, в соединении с аскетической практикой. Сектанты стремились к интуитивному познанию Бога, "озарениям", экстазу, который достигался особыми танцами (?!) или безконечным повторением молитвенных формул и "умерщвлением плоти" по указанию "старца-наставника" ("муршида"). Лжеучение формировалось в IX - XI веках под руководством различных школ и их лидеров; Маламатийа (Нишапур), Багдадская (Джунайд). Последний предложил считать первым шагом мистического пути "шариат" - общемусульманский религиозный закон. Вторым этапом - суфийский путь "тарикат" и третьим - "хакикат" - мистическое постижение истины в "Боге".
Казненный в 922 г. как еретик - основоположник суфизма Абу Абдаллах, утверждал возможность реального соединения "духа суфия" с "Богом", и в момент экстаза восклицал: "Я есмь истинный". Его предшественник Абу Язик (умер в 874 г.) создал учение о тройной градации сознания бытия: "Я", "Ты", "Он - самость", что по сути является антагонизмом учения о Святой Троицы.
До XI - XII веков "суфизм" преследовало ортодоксальное мусульманское духовенство, но ересь оказалась неистребима. К концу XIX, началу XX века различные учения и модификации "суфизма" распространились по странам Востока. Сегодня это лжеучение продолжает играть важную роль в некоторых из них. Но спор о допустимости "суфизма" в исламе продолжается до сих пор, как, впрочем, происходит решительное неприятие ислама как иудеями, так и христианами.
В отношении Корана мнение не мусульман едино во всем мире. Книга, а затем и "религия" стала результатом искусственного объединения трех религий: иудейской, христианской и аравийской.
На иудейскую часть Корана оказал влияние, безусловно, Ветхий Завет, а христианские мотивы были восприняты из апокрифических* (гностических**) традиций, философии и текстов. Собственно арабского в Коране в лучшем случае - одна третья часть, да и то взятая у древнейших мифологических трактатов, традиций и так называемых устных легенд Востока.
*Апокрифы - произведения религиозного содержания, но непризнанные Церковью священными. Слово "апокриф" происходитотгреческогоиозначает "спрятанный, скрытый". Впервые оно было употреблено в IV веке Иеронимом Евсевием Софронием (340/2 - 420 гг.) - одним из учителей Церкви, назвавшим "апокрифами" ряд религиозных произведений. Первоначально это слово относилось к произведениям одной из групп христиан-гностиков, стремившихся сохранить свое учение в тайне. Позднее апокрифическими стали называть раннехристианские писания, не признанные Церковью Боговдохновенными.
**История возникновения гностизма уходит корнями в глубокую древность - I век от Рождества Христова в район Ближнего Востока (Сирия, Самария) и Александрию (Египет). Во IIвеке это течение становится соперником и противником христианства, ложным и извращенным его отражением. Гносис, как процесс религиозно-мистического постижения истины о Боге и природе, со временем превратился в гностизм - праобраз единой веры, суть которой сводится к искаженному философскому познания Единого и Непостижимого Бога.
Суть лжеименного или философскогогносиса заключалась в ответе на вопросы:"Кто мы ? Кем стали ? Где мы ? Куда заброшены ? Куда стремимся ? Как освобождаемся ? Что такое рождение и что возрождение ? Откуда зло и почему ? Откуда Бог ?" Последователи такого гносиса стремились познать свое внутреннее "Я", ибо считали что оно - ключкпознаниюмира, того, что "есть, что было и что будет". Они пытались преодолеть двойственность и разорванность человеческой природы, наступившей в следствии грехопадения - отступления от Бога. Гностики теоретически и практически старалисьуйти от грехов и пороков, дабы восстановить распавшуюся гармонию тела и духа. Но они не ставили цели освободиться от низменности покаянием, духовнымиподвигами и работой над искоренениемскверны (грехов и зла), как того требовал христианский аскетический опыт Богопознания. Они не стремились любить мир и познавать его любовью.Вопреки ожиданиям современного безбожного мирового сообщества ни христиане, ни иудеи, ни тем более буддисты ислам мировой религией не признают. И дело здесь не в "молодости" лже-религии, а в ее содержании. Наиболее мягкий, так сказать корректный термин, часто употребляемый в характеристике Корана и ислама, - "дикая вера". Только два примера.
В одной из апокрифических исламских легенд рассказывается, как Бог за 40 дней сотворил Адама (по другой версии, за 40 000 лет), но дьявол через рот проник в его тело. Внутри он обнаружил "малый мир", подобный "большой" вселенной. Голова Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы - деревьями, кости и жилы - горами и реками, как и в природе существует 4 времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар, холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и кровью. Процесс переработки пищи в теле Адама, как считают мусульмане, аналогичен созреванию и увяданию злаков в "большой" вселенной.
В мифологии ислама царь Соломон носит имя Сулайман. Он - один из наиболее популярных персонажей мусульманских преданий, но большое место в них занимает история с перстнем Соломона (Сулаймана), который, по преданию, давал ему власть и силу. Но однажды перстнем завладел шайтан (демон) С-р, захвативший с его помощью власть над царством на 40 дней. Утраченный шайтаном в море перстень, Сулайман находит в чреве рыбы и возвращает им себе власть. По этой легенде временная утрата власти объясняется склонностью жены Сулаймана к язычеству. Перстень Сулаймана с печатью имевшей форму шестиконечной звезды, считался у мусульман, а позднее и у средневековых мистиков сильнейшим талисманом.
Известны также мотивы волшебного ковра, волшебного зеркала и драгоценного стола Сулаймана. Мусульмане также активно распространяли легенды о том, как Сулайман наказывал непокорных джинов (бесов), заточая их, к примеру, в запечатанные сосуды, заставляя участвовать в строительной деятельности. Так ими по приказу Сулаймана основаны многие постройки в Сирии и Палестине (основание Пальмиры). Кроме того, по его приказу джины ныряли за жемчугом, строили здания и водохранилища, делали скульптуры, изготавливали чаши и котлы. По арабским легендам Сулайману подчинялся могучий ветер и птицы. Великому царю был понятен язык животных и птиц, а однажды, Сулайман даже изменил путь войска, чтобы не раздавить муравьев, разговор которых он услышал и понял. И далее в таком же духе.
Интересен, на мой взгляд, не сам факт появления Корана, а время рождения его автора - Мохаммеда.
Появление лжепророка
В IV в. распадается единая Римская империя. Образуется два течения Христианства: Западная ересь латинства и Восточная Вселенская Церковь.
Ужасные искушения римских пап нанесли смертельные удары по единству веры Христовой, одним из них, являлась "фелиокве" (Голедский церковный собор 589 г.) - добавление к Символу веры об схождении Святаго Духа от Сына.
В это самое время в Меке, в 571 году в богатой семье племени Корейш (курейш), из рода халиклитов от матери-христианки еврейского происхождения рождается Мохаммед (с арабского - "восхваляемый") (570-632 гг.) - основатель ислама.
Женившись на богатой купеческой вдове Хадидже и достигнув возраста 40 лет, в 610 - 614 годах, он начинает проповедовать строгий монотеизм - единство "Бога" в лице "Аллаха", а христиан с иудеями считает исказившими "истинную веру" и в итоге ее утратившими.
Расползание по миру
После спасительного переселения в Медину (622 г.) Мохаммед выступает в роли воинственного теократического правителя (объединившего религию и власть), который уже диктует приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. Это, в свою очередь, сопровождается удачными военными экспансиями арабов, разорением и изгнанием христиан от Ганга на Востоке, до южных границ Галии на Западе. Именно так образовался "ислам", что стало обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана.
После битвы при Сиффине в 657 г. между сторонниками зятя Мохаммеда (Али), 4-го "праведного халифа" и его соперниками и дальнейшей борьбы за власть после смерти лжепророка, ислам распадается на 3 основных направления. Так появились "сунниты", "шииты" и "хариджиты". Не вдаваясь в суть различий между ними, уточню: на сегодняшний день из более чем 800 миллионов мусульман 90 процентов относят себя к суннитам, остальные - шииты.
Наиболее ярким представителем последнего течения ислама в наши дни является Исламская республика Иран, где главой государства является "имам", т. е. духовный наставник народа.
Центральная догма "шиитов" - учение (культ) "имама" - "авторитетного учителя (из дома Али), безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием".
"Сунниты" этого не признают, и не могут согласиться с попытками крайних исламских сект обожествить Али и его потомков.
Лидерами "суннитов" в мире сегодня являются теократические наследственные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания.
В XIX веке в исламе возникли секты (течения); "шейхов", "бабитов", "бехаитов". Родиной их была Персия, а основателями всех последних были Сейид Али (Баб) и Мирза Хусейн Али (Бахаулла). Они пытались стать основателями нового "вероучения", какое могло бы сплотить человечество в исламе.
У "суннитов" возникли свои ереси. К примеру "ваххабизм" (XIX - XX вв.) - учение стремящееся воинственным путем очистить ислам от "исторических искажений и наслоений через возврат к медынскому прообразу".
В наше время ислам продолжает деградировать и распадаться на секты, основанием которых являются следующие ценности; "панисламизм", "фундаментализм" и даже реформаторство). Лидеры этих учений или воинственные фанатики-борцы с неверными, в том числе и в среде ислама, или зрелые "мудрецы - философы". Но последних осталось гораздо меньше, хотя до наших дней всевозможных религиозных, философских дисциплин ("калам") и их последователей; "мутазилитов", "ашаритов", "ханифизитов", "кадаритов", "джабритов" и т. п. насчитывается не один десяток. Все они в условиях восточной этики, традиций и фанатизма ("последовательности") благополучно дожили до наших дней. Однако можно с уверенностью сказать, ислам сегодня разрушается изнутри быстрее, чем любая иная мировая религия. События последних лет это наглядно доказали, в том числе на примере России и государств отпавших от нее.
Целостность и чистоту сохранила единственная Богом установленная Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова в честь Торжества которой и совершается соборно чин анафематствования всех возможных ересей и их последователей в первую неделю Великого поста. Вспомним об этом и не забудем держаться крепко веры нашей!