Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памяти павших в Крымскую войну

Александр  Рожинцев, Русская народная линия

23.02.2004


(9) 22 февраля в 1854 году Россия объявила войну Англии и Франции, напавшей на нее в акватории Черного моря. Так началась Крымская война... …

Одним из самых горячих молитвенников и заступников в этой битве с коварным врагом был Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Одесский и Херсонский, бывший все время Крымской войны рядом с защитниками Крыма. В память о Крымском Святом и всех павших на полях этой войны, приводим здесь речи Святителя, а также слово о нем, сказанное накануне 50-летней годовщины его памяти протоиереем Петром (Смирновым).

Речь

Их Императорским Высочествам, Государям Великим Князьям, Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу, произнесенная при вступлении Их Высочеств, (4-го) 17 октября 1854 года в Одесский кафедральный собор.

Благоверные Государи и Великие Князья!

Истинно Великие, потому что благоверные!

Что могло подвигнуть Вас на путь к нам, столь не близкий и в настоящих обстоятельствах не безбедный, и с такою внезапностью, подобно жениху в Евангелии, явиться среди нас в час глубокой полунощи, - если не желание скорее разделить с нами опасности, нам угрожающия, и возвестить нам слово утешения от лица Августейшаго Родителя нашего, нашего общего отца и защитника?

Вполне чувствуем цену труда любве Вашей, и вседушевно благодарим Вас от лица града сего, от лица всего края нашего, который хотя и продолжает еще, по обычаю, именоваться Новою-Россиею, но на самом деле в нем давно таже древняя живая вера в Бога отцев, таже непоколебимая и безграничная преданность Монарху, таже чистая и николиже отпадающая любовь к Отечеству.

Если бы за сим, паче чаяния, обрелось где-либо и что-либо среди нас малодушное; то с Вашим, столь радушным, появлением среди нас, оживет и исполнится духа; если бы открылось, паче ожидания, где-либо и что-либо колеблющееся; то с Вашим присутствием утвердится и станет недвижно: - и всюду, смотря на Вас, Августейших ратников земли Русской, воспрянет с новою силою дух Русский; и у всех, слушая Вас, непосредственным органов воли Державной, забьется сильнее Русское сердце.

Внидите посему, благоверные князи-витязи, во храм сей, дабы, первее всякаго дела и начинания, разделить с нами усердныя молитвы ко Господу о Вашем Августейшем Родителе и в сем Царственном Доме, о возлюбленном для всех нас Отечестве, и о Вас самих, его Державных подпорах.

Архангелы и Ангелы на небе исходят на исполнение предвечных судеб - от Престола Царя Славы; а Вы, земные Архистратиги Державы Русской, изойдете на Ваши подвиги - для блага страны, из сего храма - от Престола Бога милосердия; - и осененным верою, преоруженным молитвою, Вам всюду, видимо и невидимо, будут сопутствовать мир и радость, успехи и благословение свыше.

Речь

по совершении, на Одесской Соборной площади, напутственнаго молебствия для войск 11-й дивизии 4-го пехотного корпуса пред походом их в Крым, произнесенная (9) 22 октября 1854 года.

Христолюбивые и победоносные воины!

Христолюбивые, и потому победоносные! Не долго досталось вам покоиться от ваших трудов и подвигов задунайских! - По гласу Монарха, вы снова должны возстать и идти на полуостров Таврический для наказания и поражения там кичливых врагов наших, кои, в ослеплении гордости и злобы, дерзнули - переплыв море - вторгнуться в эту древнюю область нашу, где приял Крещение еще Великий и равноапостольный Князь Владимир, откуда вместе с ним вера Христианская пошла по всей земле Русской.

Приветствуем вас с сим новым походом, который вместе с тем будет и благочестивым странствием в колыбели нашего Христианства и Православия!

- Поклонитесь, с благоговением поклонитесь ей, от лица всей земли Русской, и станьте со свойственным вам мужеством противу изуверных поклонников Магомета и наглых клевретов их, за честь веры и Креста Христова, за слезы и кровь собратий наших по вере.

Если вы, памятуя, за кого и за что сражаетесь, будете вести себя как подобает воинам христолюбивым, отличаясь не одним мужеством и храбростью, а и верою и упованием на Бога, благодушным перенесением нужд и трудностей, кротостью к мирным жителям и великодушием к самым побежденным: то среди вашего стана будет присутствовать Сам Господь, в рядах ваших будут невидимо сражаться за вас сами Ангелы небесные - и враг, пришедший одним путем, побежит от вас десятию путями, побежит и не возможет ускользнуть от меча вашего.

Между тем, да будет ведомо вам, что он, из язвленный с всех сторон, теперь, без сомнения, хотел бы на крылах ветреных возвратиться вспять; но, стрегомый храбрыми дружинами нашими, не может подняться с места. Остается только нанести ему последний удар и свергнуть его с берегов наших, как безобразный труп в пучину морскую. Честь эта предоставлена вам и вашему мужеству: спешите же воспользоваться столь редким случаем - на радость всей России и к славе возлюбленнаго Монарха нашего, дабы и мы возымели утешение скорее видеть вас победителями и, вместе с вами, гласом радования воскликнуть благодарственно, слава вышних Богу! На земли мир! В человецех благоволение!

Речь

Архиепископа Херсонского и Таврическаго Иннокентия после напутственного молебствия для резервных войск 10-й дивизии пред выступлением их в Крым, произнесенная на Одесской соборной площади, 7 (20) декабря 1854 года.

Христолюбивые и победоносные воины!
Не безъизвестно уже вам, что злочестивые враги наши, при всем множестве язв, понесенных имиот нашего оружия, не смотря при том на самый гнев Божий, открывшийся над ними в ужасном крушении кораблей их от бури, все еще продолжают безумно упорствовать в злобе и ненависти к Православному Отечеству нашему, и вместо того. Чтобы смириться под крепкую руку Божию, возмечтали даже утвердиться на земле нашей до будущего лета, для чего призывают на помощь себе из-за моря новыя немалочисленныя толпы наглых соотчичей своих. Можно ли после сего и нам не принять новых решительных мер к тому, что число храбрых дружин наших не умалилось пред врагом, а было в состоянии наступить на выю его и поразить в самую главу? И вот причина и цель внезапного движения вашего на полуостров Крымский!..
Вполне понимая и чувствуя сие, вы не поскучаете от того, что новый путь ваш, по самому времени года, явится для вас по местам стропотным и притрудным; но как истинные сыны севера, с полным благодушием встретите на пути сем обычныя вам невзгоды осенния и вьюги зимния, зная твердо, что это природные союзники наши против изнеженных чад запада. Видно, как угодно было Господу времен и стихий, чтобы и в настоящей брани, как в незабвенный 1812-й год, к нам, оставленным всеми, пришли наконец на помощь не люди, а самое время и стихии, для довершения над врагами нашими того, что так благоуспешно начато и продолжается над ними - огнем и мечем нашим...

Между тем, да будет известно вам, что враг наш забыл уже прежнюю кичливость свою, и не смеет более нападать на нас, а только употребляет все остальные силы свои на то, чтобы защитить себя от наших перунов, и для сего браздить и взгромождает пред собою противу нас то малый участок земли при море, на коем он, как жалкий пленник, грозно стрежется со всех сторон нашим воинством. Но, кто и что может защитить тех, над коими, за их безчестную измену Кресту Христову, видимо простерлась туча гнева небеснаго?

Итак, с Богом, христолюбивые, на брань праведную и Святую! С Богом победоносные, противу врагов злочестивых и коварных! С Богом, братия и други, за Веру, Царя и Отечество! В благословение на предлежащий вам подвиг и в залог помощи свыше, примите от лица сего храма Господня Св. икону Вождя и Архистратига сил небесных - Михаила. Под стопами его, как видите, лежит повержен силою Божиею сам дух злобы поднебесныя: да повергнутся тою же силою пред победоносными знаменами вашими и злочестивыя полчища врагов наших, кои, к сраму имени христианского, не усомнились выйти противу нас под темным и отверженным знаменем Магомета. Аминь.

АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (+ 1857)
V том сочинений, Санкт-Петербург, 1873 г.

О доблестном Архипастыре

В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIX век, Господь послал России великих Святых угодников Божиих, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Платоном (Левшиновым), Филаретом (Дроздовым) и Макарием (Булгаковым) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский ИННОКЕНТИЙ.

Имя сего блистательного духовного мужа Церкви было широко известно всей Великой России. А ныне оно почти забыто. Меж тем его пламенные проповеди доселе будоражат душу и пробуждают ее от сна лености и хладности. Кто же был избран Господом для пасторского служения?

+

"Иннокентий Борисов, Архиепископ Херсонский Иннокентий, в мире Иван Борисов, сын священника, получил воспитание в Орловской семинарии и Киевской Академии.

Ученая деятельность его начиналась в Санкт-Петербурге (1823 г.), где он принял монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором Академии и профессором богословия (1830-1839 гг.). Здесь он начал Епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839-1857 гг.). В коронацию Императора Александра II (26 августа 1856 г.), он был назначен членом Священного Синода.

Главную славу Иннокентия, как и Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого московского витии, Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как не прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.

В истории богословского образования ИННОКЕНТИЙ известен тем, что он, как знаток новых языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с нею Православного богословия, за что, иногда, подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время ИННОКЕНТИЙ старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах; "никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов", говорит один из участников этих литературных бесед, "что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко" (Из слова "Венок на могилу Высокопреосвященного Иннокентия").

В то же время преосвященный ИННОКЕНТИЙ всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения Крестные Ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму и составление умилительных Акафистов (Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу).

В последние годы своего святительства ИННОКЕНТИЙ прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов.

Во время бомбардировки Одессы (10 апреля 1854 года), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.

Из Симферополя ИННОКЕНТИЙ отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного Архипастыря. Кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года (с. ст.), в день Пресвятой Троицы".

По тексту "Протоиерей Петр Смирнов,История Христианской Православной Церкви",Петроград, 1916 г.

На зов своего Императора, издавшего Манифест об объявлении войны с неприятелем, откликнулись все русские люди. В том числе плеяда верноподданных поэтов, среди которых мы встречаем и имя Алексея Степановича Хомякова (1804 - 1860 гг.).

В память о 200-летии со дня его рождения, привожу здесь принадлежащее его перу знаковое стихотворение того времени, посвященное трагическому началу Крымской войны.

России

Тебя призвал на брань Святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, бездумных, буйных сил.

Вставай, страна моя родная!
За братьев! Бог тебя зовет
Чрез волны гневного Дуная -
Туда, где землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод!

Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело.
Своих рабов Он судит строго;
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!

В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени, мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.

О, недостойная избранья,
Ты избрана!.. Скорей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой.

С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись, молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!

И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью!
Держи стяг Божий крепкой дланью!
Рази мечом! - то Божий меч!

(23 марта) 3 апреля 1854 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме