Путь от одиночества к соборности

Религия 
0
222
Время на чтение 4 минуты
Почему люди так любят паломничать. На этот вопрос уже неоднократно отвечали те, кто описывал свое соприкосновение со святыней. Многолетнее и регулярное паломничество в одно и тоже святое место - в монастырь прп.Александра Свирского - заставляет еще раз попытаться ответить на этот вопрос.
Начну с воспоминания о разговоре с одним знаменитым православным миссионером, который жаловался на свою страшную загруженность, - за неделю ему приходится перелетать из города в город иногда по нескольку раз. Я спросила его: "А нельзя ли остановиться, и поехать, например, на один день в монастырь" Просто помолиться Богу". И назвала всенародно почитаемую обитель. На что он удивленно ответил, что "опасается невежества".
Можно путешествовать по городам и весям с вполне благочестивой целью и, даже посещать святые места в ходе путешествия, но, все-таки это странствие не превратится в паломничество.
Что же делает человека паломником " Возможно - это умение отказаться от дурного индивидуализма. Хотя относится это определение, прежде всего к православному паломничеству. У католиков есть яркий пример описания паломничества К.Льюисом, когда наоборот, целью паломничества становится "обретение себя", самопознание. Конечно же, и православный человек, паломничая по святым местам, едет туда со своими личными проблемами и исповедует свои грехи, но все-таки совершает он эту "работу совести" не в одиночку, а вместе с "народом Божьим". Помнится, как однажды моя подруга, которая не раз возила нас на своей машине в монастырь, с удивлением рассказывала: "Ты представляешь, он поехал в обитель и никого с собой не взял! Ехал один в машине - а ведь еще четыре человека могли бы поехать!"
Именно в паломничестве остро переживается то церковное состояние, которое называется высоким словом "Соборность"
Соборность, в данном случае - это и ни с чем не сравнимая радость единства в вере и единодушия с окружающими тебя людьми, но и мука расставания с мечтательными образами. Потому что именно в путешествии и в жизни "бок о бок" на святом месте (где обычно минимальной бывает возможность для уединения) люди проявляют себя такими, какие они есть. Паломничество - и вероятно этого-то и испугался ученый миссионер - лишает человека регалий, званий и чинов. В монастырь люди едут не на презентации или лекции читать и кино снимать, а Богу помолиться - тут все равны - и знаменитый миссионер и простая деревенская баба. В этом и проявляется соборность, и дает ее ощутить не только общая молитва, но общее путешествие, как правило не без искушений проходящее, и общая трапеза, и общий, чаще всего далеко некомфортный, ночной отдых.
Кого-то удивляет, что такие пожилые, почитаемые священники нашего города, как протоиерей Иоанн Миронов и протоиерей Василий Ермаков каждый год со своей паствой (да еще не на легковом автомобиле, а на автобусе) совершают паломничества по святым местам, а на самом-то деле это очень понятно: оба они - настоящие пастыри и не могут жить без народа, а общее паломничество дает возможность наиболее тесного общения с духовными чадами.
Итак, мы паломничаем не только ради святыни самой по себе, а ради преодоления одиночества. Ради того, чтобы учиться "единым сердцем и едиными устами исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную".
И теперь самое время помянуть место, где особо звучит это исповедание, - Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь стоит на той земле, где очам человеческим открылся Бог-Троица. И сюда вот уже пять лет - с той поры, как в обитель вернулись нетленные мощи ее основателя - преподобного Александра Свирского непрерывным потоком устремляются многочисленные паломники.
Родители с обезноженными детьми (ДЦП, ноги висят, как тряпки, и мать таскает такого ребенка, пока хватит сил, на руках); странствующие монахи и монахини; неистребимые романтики, ищущие "неземных переживаний"; простые люди из маленьких городов и деревень; школьники, которых привезли на культурно-ознакомительную экскурсию; киношники, журналисты; высшие государственные чиновники; бритоголовые молодые люди на "джипах"; солдатики, привезенные по приказу сверху; психбольные из местной больницы; дружные приходы во главе с батюшками из разных концов России, Белоруссии, Украины, Прибалтики; православные финны, которые почитают преподобного Александра как своего национального святого и, даже старообрядцы. Последние, кстати, особо почитают Преподобного, как своего, "дониконианского" святого, потому часто паломничают в Александро-Свирский монастырь.
Паломничества складываются по-разному: кто-то заезжает буквально на несколько часов, потому что в плане паломничества еще много "точек посещения". Кто-то для того, чтобы два-три дня подготовиться к "генеральной исповеди" и причаститься.
Но, конечно, для того, чтобы по-настоящему приобщиться к святости места, где явился Сам Господь - Бог Троица, важно пожить в обители подольше. А в идеале - непросто пожить, но и потрудиться. За пять лет приходилось видеть в монастыре самых разных трудников. От тех, кому "негде главу преклонить", до тех, кто в миру занимает высокое положение и приезжает Богу поработать в отпускное время. Часто видишь одни и те же лица - это те, кто в любую свободную минутку вырывается в монастырь, подышать благодатным воздухом и потрудиться.
Именно "трудническая жизнь" позволяет вполне пережить то чувство соборности, за которым, кроме всего прочего и стоит ехать в монастырь.
Ведь первоначальный смысл слова "общежитие" - это жизнь в комнате с двухэтажными нарами на 20-30 человек с общим распорядком дня, общей трапезой и работой. В такой обстановке проявляются человеческие характеры - особенно ярко выпирает эгоизм и саможаление или, наоборот, самоотвержение. Но, одновременно в такой обстановке шлифуются личности, складывается настоящее братство.
В завершение нельзя не сказать благодарственное слово нашим святым обителям и братьям и сестрам, их населяющим.
Здесь мы -мирские люди, паломники можем приобщиться к реальной, полноценной, наполненной духовным смыслом жизни Церкви. Обычно в миру это мало кому, да и редко когда удается. Там наша жизнь раздроблена на части: дом, работа, транспорт, деловые встречи с людьми, постоянные телефонные переговоры, даже модная одежда и прическа - все это неизбежно отвлекает от главного. А в монастыре, когда не надо разрываться между множеством забот, и каждое утро можно встречать с храмовой молитвой у мощей преподобного Александра, вместе со всеми исполнять послушания, вместе со всеми трапезничать, вместе со всеми и отдыхать - жизнь становится цельной. Она становится церковной, благодаря ритму храмовых богослужений и благословленному отцом настоятелем ясному распорядку дня. Вообще в монастыре время течет иначе, оно именно течет, а не мчится. Прожив в монастыре неделю или хотя бы несколько дней, ощущаешь, что прошел уже месяц или более. Рассказы о настоящих чудесах с "библейской остановкой времени" можно прочитать в различных повествованиях "опытного странника". Но, если даже не говорить о чудесах, то можно все объяснить простой причиной - нет суеты, поэтому много событий, встречи и беседы с людьми переживаются в полноте.
"Приди и виждь", - хочется сказать современным искателям смысла жизни и тем, кто пытается понять жизнь Церкви. Приезжайте в монастырь, в любой монастырь, попросите, чтобы вам разрешили потрудиться в обители, и вы приобщитесь к жизни Церкви, и к "смыслу жизни" быстрее, чем за годы жизни в миру.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25