itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Осколки Руси

Русинский вопрос 
0
295
Время на чтение 7 минут

Верность России состоит не в том, чтобы просто о ней все время говорить, а в том, чтобы собирать свое знание вокруг ее благодатных и грешных, прямых и извилистых путей и постепенно создавать тот образ, к которому нужно не возвращаться, а который будет началом нового, наверное, такого же трудного, такого же трагического, но свободного развития русского пути.

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), декан Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк), выдающийся православный историк и богослов нашего времени.

Славянские народы занимают на земле больше места, чем в истории, - писал в свое время немецкий писатель и мыслитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). С тех пор прошло более 200 лет, а "белых" пятен в истории славян осталось ничуть не меньше, наоборот, некоторые страницы прошлого либо умышленно замалчиваются, либо сознательно искажаются. Одна из таких страниц - история части русского народа - руснаков, исконно проживающих на территории Молдавии, Румынии и Буковины и внесших весомый вклад в создание и становление средневекового Молдавского княжества, а так же в формирование молдавского народа и самобытной молдавской культуры.

О том, что волохи "явились на берега Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ими на реке Молдове" писал еще Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского". "Язык наш до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как-то свидетельствуют подлинные грамоты Молдавских господарей".

В молдавских господарских грамотах конца XIV в. встречаются имена бояр Яцко, Стецко, Гренько.

Воскресенская и Новгородская летописи перечисляют список русских городов, составленный примерно в конце XIV - начале XV в.: А се имена всем градом рускым, далним и ближним:

На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карнн, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немечен в горах, Корочюнов камень, Сочава, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен".

Авторы "Истории Молдавии. Т.1", выпущенной в 1951 г., констатировали, что молдавский народ получил в наследство от Киевской и Юго-западной Руси более 20 городов с развитым ремеслом, торговлей, богатыми материальными и культурными ценностями.

В XIV столетии край Днестровского побережья носил название Россовлахии, что указывает на присутствие довольно значительного русского населения.

Как писал Яков Головацкий, один из выдающихся деятелей галицко-русского возрождения конца XIX в.: Русь стояла всегда в дружеских отношениях к единоверному Румынскому народу и его воеводам, имея торговые и другие сношения с ними. Большая половина Буковины и значительная часть Молдавского воеводства населены были сплошно русским народом; язык русский был деловым, правительственным и придворным языком Молдавии..Этот братский союз между единоверными Румынами и Русскими продолжался непрерывно до конца XVII столетия".

Несмотря на то, что Бесарабия вошла в состав России в 1812 г., в канцелярии губернатора и в ученых кругах мало кто подозревал о существовании на этой территории прямых потомков древнерусского населения, по крайней мере, до второй половины XIX в.

Список населенных мест Российской империи. Бессарабская область, Афанасьев-Чужбинский А. С. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра, Защук А. И. Материалы для географии и статистики России. Собранные офицерами генерального штаба. Военное обзрение Бессарабской области, - далеко не полный перечень работ, увидевших свет в во второй половине XIX в.

Позже вышли исследования Нестровского П.А. Бессарбские русины. Историко-этнографический очерк,По русской Буковине,Соболевского А.И. О райках бессарабских (в брошюре "Русский народ, как этнографическое целое").

О руснаках, проживающих в Австро-венгерской части Буковины писал писатель-эмигрант, знавший до 25 языков и занимавшийся этнографией славян, Василий Кельсиев в своих путевых письмах "Галичина и Молдавия", СП, 1868 г.

Большая часть авторов называет русинов (руснаков) второй многочисленной группой населения, после молдован, в Бессарабской губернии, считает их коренными жителями и подчеркивает их отличие от малороссов и родство с руснаками австрийской части Буковины.

Всего руснаков в северной Бесарабии было к 1907 г. около 250 тыс. человек.

Петр Несторовский считал, что давно отрезанные от своих сородичей бессарабские русины успели превратиться в самостоятельную этнографическую единицу с довольно явственно обозначенной индивидуальностью. Также он указывает на отсутствие специального исследования о них в русской этнографической литературе.

Буковинские и бессарабские руснаки, в отличие от русин Галичины и Угорской Руси сохранили свою исконную веру - православие.

Интересное наблюдение о руснаках Буковины сделал Василий Кельсиев: "Там, где теперь сохранилось православие - а это в большей части Буковины - в церквах церковный язык произносится точно так же, как у нас, т. е. говорят: "Gospody" а не "Hospodi", говорят: "veruju", a не "viruju", - униат произносит церковные слова по южно-русски."

По наблюдению Кельсиева, язык руснаков изо всех южнорусских наречий ближе к великорусскому.

Кстати, подобное обстоятельство отмечал значительно позже и В. Мавродин в своей книге "Происхождение русского народа" (1978 г.). Известный русский этнограф А. С.Афанасьев-Чужбинский еще в середине XIX в. полагал, что говор руснаков весьма древний, неподдавшийся последующим переменам. Так, например возвратная частица ставится впереди глагола. Руснак говорит: ся смияти (смеятся), ся хвалити (хвалится), ся турбовати (беспокоится). Частица эта употребляется точно также и при спряжении: я ся насмеяв (я насмеялся), вин ся похвалив (он похвалился).

В 60-е г. XIX в. в Бессарабию стало прибывать много руснаков из Буковины. Процесс этот не нашел отражение ни в украинской, ни в молдавской, ни тем паче в румынской историографии.

Приход буковинцев в те годы был столь велик, что в канцелярии губернатора в 1867 году было заведено специальное дело "Об австрийскоподданых, пребывающих в Бессарабскую губернию в больших количествах".

В том же, 1867 году, в апреле Новоселецкую таможню пересек в очередной раз мой прапрадед - Петр Прокопиевич Суляк. Тогда ему тогда было 26 лет и он устроился "служить работником в экономии князя Льва Кантакузина" в селении Высока Сорокского уезда.

В конце 80-х г. в Метрических книгах Свято-Вознесенской церкви села Реча 1-ого округа Бельцкого уезда стало фигурировать много австрийскоподданых и сорокских мещан.

Потомки этих людей до сих пор живут селе Булгак Рышканского района Республики Молдова.

Согласно данным Анкеты редакции Молдавской Советской энциклопедии 1967 г., хутор, вначале называвшейся "Валя мыций" (Долина кошки) возник в 1865 г. В 1895 г. стал называться Булгак, так как возле села было (да и есть поныне) множество болотистых участков. А первым жителем фигурирует некий Суляк (мой прапрадед Петр Суляк (1840-15.10.1901 гг.) забредший сюда во время очередных скитаний по Бессарабии, а затем пришедший со своими соплеменниками из Буковины на постоянное жительство. Фамилии Паскал, Бирюк, Жалоба, Глинский, Грига и др. довольно часто встречаются в метрических книгах того времени.

После освобожения Бессарабии в 1945 г. стала проводится украинизация местных руснаков.

По данным на 10 ноября 1940 г. в с. Булгак проживало 400 жителей, все 400 - русские, в с. Свердияк (откуда родом моя бабашка - Анна Наклицкая) - 901 житель, 869 русских, украинцев - 0. По данным на 1 августа 1949 г. в с. Булгак - 342 жителя, из них - 249 украинцев и ноль русских, в с. Свердияк - 769 жителей, из них - 759 украинцы, русских тоже нет. Возникает вопрос куда могло "исчезнуть" такое количество русского население и откуда "понаехало" столько украинцев и как сие могло остаться вне поля зрения демографов и этнографов?

Стали подменяться факты: "По переписи 1897 г. русины были причислены к украинцам и только 64 человека назвали себя русинами. В конце XIX в. русины Хотинского уезда включились в общий процесс этнической консолидации украинской нации в результате которого они утрачивали чувство принадлежности к этнической группе и приобретали общеукраинское сознание." Ну, во-первых, в материалах переписи не было национальности "украинец", такого названия в Российской империи в то время просто не существовало. Везде писалось "русские, в том числе великороссы, малороссы, белорусы". Кроме того, русины считали себя русскими и чтобы быть русскими им достаточно было просто записаться малороссами.

Русин - древнее самоназвание населения Руси, сохранившееся до сих пор. Посмотрим текст договора князя Олега с греками 912 г.: "Аще хто убиетъ крестиянина Русин, или христианитъ Русина, да умрет, иде же створит убииство.. " В тексте договора, слово русин, обозначающее русских, приводится 7 раз.

В Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов приводится "правда рускаа", тоже встречается слово русин применительно к русским.

Производное от слова Русь - русин вполне соответствовало тем языковым нормам. Ср.: Литва - Литвин (устаревшее, то же, что и литовцы) или слово немчин, которое встречается даже в русской литературе XVIII века.

Руснак, в свою очередь, производное от слова русин, русский. Население Карпатской Руси издавно проживало в соседстве со словаками и поляками и самоназвание руснак возникло в противоположность полякам и словакам.

Сколько руснаков проживает в республике Молдова сегодня, пожалуй, не скажет никто. Такая статистика никем и никогда не велась. В нашем крае распространена юго-западная ветвь восточнославянских фамилий с окончаниями -як, -ак, -ук, -юк, -ей.

В ответ на мой запрос, Департамент информационных технологий Республики Молдова письмом. 02/5883 от 13 05. 2003 года информирует, что на территории республики состоит на регистрационном учете 4696 граждан с фамилией Руснак.

Много сохранилось в Молдавии фамилий тех, кто пришел вместе с моим прапрадедом в конце XIX в. из Буковины: Суляк - 79 чел., Бирюк - 253 чел., Паскал - 2500 чел., Жалоба - 612 чел., Грушка - 612 чел., Фрай - 75 чел., Глинский - 221 чел, Пую - 984 чел., Грига - 71 чел, Наклицкий - 71 чел.

Потомки руснаков причисляют себя к разным народам. Кто-то считает себя молдованином, кто-то - румыном, другие - украинцами. Но осталась значительная часть руснаков, которая несмотря на все попытки денационализации со стороны румын и Советской власти сохранила русское национальное самосознание и продолжает считать себя русскими, даже несмотря на "доводы" аганжированных ученых умов.

Достоин сожаления тот факт, что бессарабским и буковинским руснакам не "нашлось" места в учебниках истории России и Молдавии. А ведь они это заслужили, что подтверждает вся более, чем тысячелетняя история этой малой части русского народа, которая смогла не раствориться и сохранить свою русскость.

До сих пор старики в селах говорят: "Ну какие мы украинцы, мы - русские".

Определение принадлежности к той или иной нации - дело сугубо добровольное и должно решаться каждым индивиуально, с учетом знаний истории своего Отечества и своего рода. Я для себя этот вопрос решил. Тысячу лет мои предки жили на окраине различных государств: Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Золотои орды, Великого княжества Литовского, Польши, Венгрии, Молдавского княжества, Турции, Австро-Венгрии, Российской империи, Румынии, Советского Союза, но сумели сохранить русское этническое самосознание, русский язык и православную веру. И наш долг оставить своим потомкам то, что завещали нам наши пращуры.

Руснаки, прямые потомки древнего русского населения Молдавии и русские, переселившиеся сюда значительно позже, нужны друг другу. Руснаки таким образом смогут сохранить себя, как часть русского народа, свою культуру и самобытность, а потомки великороссов смогут наконец, избавиться от навязанного им извне комплекса "пришельцев", который довлеет над ними все эти годы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Суляк
Скорее всего, Молдавия сохранит курс на европейскую интеграцию
Сергей Суляк об отставке молдавского премьера Валерия Стрельца
31.10.2015
Этносы и языки Молдавии
По результатам переписи 2004 г. и данным Государственного предприятия «Центр государственных информационных ресурсов "Registru"»
16.01.2014
Полиэтничная Молдавия
По данным топонимики и антропонимики
13.01.2014
Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение?
Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)
16.01.2013
Русские в полиэтничной Молдавии: ретроспектива и перспектива
Доклад на конференции «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»
23.10.2011
Все статьи Сергей Суляк
Русинский вопрос
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Карпатские русины в поисках идентичности
Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1920-е годы
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09