Американскую паству, сохраняющую верность украинскому раскольничьему расстриге-лжепатриарху, скорее всего, составляют или потомки галычан и других западных регионов Украины, эмигрировавших в начале 20 века в Америку, или недобитые полицаи и бандеровцы и их дети, которые спасаясь от советских войск и Нюрнбергского процесса под покровительством американских спецслужб, нашли свое прибежище в США.
Особенно это четко проявляется во время проведения мирового конгресса украинцев, где наиболее активно проявляет себя американо-канадская украинская диаспора, для которых главным вопросом на Украине является не социально-экономическое положение жителей Украины, а откровенная русофобия, борьба с русским языком и другими элементами "колониального наследия" и, конечно, создание украинской автокефальной православной церкви. Перед ними даже сам президент Кучма обязан высказываться о необходимости для Украины иметь единую поместную православную церковь. Правда Леонид Данилович, по-видимому, не понимает, что украинской диаспоре в Америке по большому счету неважно, какая будет единая церковь - православная или католическая, или протестантская - главное, чтобы она была украинской и незалежной.
Отсюда и совместные "богослужения" в "цитадели демократии и свободы" во главе с Филаретом-Денисенко, когда под возглас дедушки Михаила Антоновича "Благословенный Бог наш...", в украинской катедре-церкви города Нью-Порт 26 июня с.г. возносили одновременно свои молитвы псевдоправославный священник, униатский парох и протестантский пастор. А в заключение своей проповеди главный украинский раскольник сказал, что духовной основой Украины является УПЦ-КП и УГКЦ - новое слово филаретовского "богословия", которое на таком высоком уровне создает новый прецедент экуменического единения самых проукраинских церковных структур.
Необходимо сказать, что экуменические контакты и молебны филаретовской псевдоцерковной структуры постоянно возрастают. Если раньше они ограничивались контактами, в основном, с греко-католиками, то сейчас, как мы видим, к ним добавляются еще и протестанты. Хотя лично Филарет-Денисенко имеет давнюю экуменическую практику, когда он еще будучи митрополитом, экзархом РПЦ на Украине, незадолго до распада СССР неоднократно участвовал в экуменических молебнах, в частности, в г. Ассизи совместно с папой римским.
Таким образом, еще раз подтверждаются догматические положения Православия о том, что духовно-нравственное состояние человека и его вероисповедание взаимосвязаны, и отступление от одного из них, неизбежно ведет к искажению другого [Иерей Олег Давиденков Догматическое Богословие - М.,1997 г., с.23]. Участие православных в совместных молитвах с еретиками по законам Православной Церкви запрещено, а нарушители его отлучаются от Церкви. Что, правда, лично Филарету-Денисенко не грозит, поскольку он уже отлучен от Православной Церкви и с ним самим совместная молитва не допустима [Апостольские Правила 10,11]. А поэтому именно к его структуре в первую очередь можно отнести слова главы госкомрелигии Виктора Бондаренко, сказанные им на I-м Всеукраинском миссионерском съезде УПЦ: "мы все являемся гробовщиками Православия на Украине". Относительно самого Виктора Дмитриевича его собственные слова прозвучали тоже как нельзя более кстати - учитывая его богатый опыт работы в институте "научного" атеизма при ЦК КПСС и нынешний стиль деятельности на посту главы госкомрелигий.
Приходится констатировать, что псевдоправославная филаретовская структура все больше действует в соответствии с положениями второго Ватиканского собора, где экуменизм был принят как основополагающий принцип взаимоотношений католиков с другими религиозными организациями. А это еще больше демонстрирует антиправославную сущность "киевского патриархата".
Андрей Чернов