ВернЈм собор Церкви!

Религия 
0
148
Время на чтение 9 минут
В нашем небольшом городе Боровичи Новгородской области /60 000 чел./ стоит Троицкий собор в котором с 1931 г. расположился Городской Дом Культуры.
История собора такова. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным.
Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны.
В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лукаи Иоанн.
Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - "Бог".
Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки.
С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.
Настоятелем Троицкого и Введенского соборов был благочинный города Боровичи протоиерей Косма Преображенский. Он много потрудился для сохранения и благоустройства православных святынь города, и остался в памяти боровичан, как прекрасный проповедник, высоконравственный и широко образованный священник. Вместе с ним много лет в Троицком соборе служил протоиерей Михаил Петропавловский. Большой утратой для боровичан была кончина этих почитаемых протоиереев: о. Михаил Петропавловский скончался в 1913 г., а о Косьма Преображенский в 1914 г.
В Троицком соборе служили протоиереи Иоанн Лаванский, Александр Бобров, о. Лолий Румянцев, о. Петр Ермолов, о. Николай Туренской, о. Павел Миролюбов, о. Андрей Озеров.
В 1915 г. настоятелем Троицкого и Введенского соборов был назначен протоиерей Михаил Ильинский. В 20-е годы XX в. о. Михаил увлекся идеями церковного реформаторства, но вскоре разочаровался в выбранном пути и вернулся к "староцерковникам".
В 1901 году, во время своего пребывания в городе Боровичи, в Троицком соборе служил Святой праведный Иоанн Кронштадский. В 1909 г. Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотою. Восхищение собором владыка выразил в проповеди перед собравшимися в храме боровичанами.
Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, сторожку и каменный сарай для дров. Каменная сторожка имела два входа. В ней было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там стояла фисгармония. Было помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трехкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре. По большим праздникам звонить на колокольне, т.к. звонили во все колокола и двум звонарям нужен был помощник. Старший сторож должен был отвечать за хранение церковного вина, которое находилось в огромных бочках в подвале собора, приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора, т.к. через церковную ограду боровичане в любое время ходили свободно. Чистота у соборов была идеальной.
В главные престольные праздники городских соборов устраивались в г. Боровичи ярмарки. Их было три: Введенская, Троицкая и Модестовская - каждая продолжалась по неделе. Главные товары галантерейные. Во время Великого поста бывали конские ярмарки.
После революции соборы были вначале переданы коллективам верующих - обновленцам. Перед этим в марте 1920 г., в помощь голодающим Поволожья из Троицкого собора были изъяты и сданы государству 15 серебряных окладов с икон, а из Введенского - 17. И множество изделий из драгоценных металлов. Ценности были изъяты и из приписной Успенской церкви. Общий вес изъятого серебра составил почти 100 килограмм.
В 1927 г. Губисполком решил приспособить Троицкий храм под городской театр. Президиум Горсовета от 28 января 1930 г. принял решение: "... в целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания, еврейскую синагогу, лютеранскую кирху для создания в них городского театра, книжных киосков, "Дома безбожников", чтобы "удовлетворить возросшие культурные потребности населения". Кроме того, снять колокола со всех церквей города, разбить их и продать колокольный металл. На полученные деньги начать работы по сооружению водопровода в городе". В мае 1930 г. начались работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр. Руководил работами Годгильдиев Э.М., проект перестройки создал инженер Шишунов С.П. и техник Устинов И.С. Перестройка храма носила явно выраженный кощунственный характер. Снятие куполов проводилось именно в праздник Троицы. Весенний праздник Троицы очень любили боровичане. Любили они и красивый светлый Троицкий собор. По традиции в этот день верующие приходили в храм с цветами.
На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить:
Как много в нем силы и нежной и властной
Застывшее сердце смягчить.
Весеннее утро: и блеск и прохлада,
И песни веселые птиц;
Вся в зелени церковь; все в блеске наряда
И радостью веет от лиц.
И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты;
И дышат в руках у них свежестью нежной
И льют ароматы цветы...
(Ф. Пестряков)
В мае 1930 г. в праздник Троицы верующие боровичане пришли к собору с цветами и увидели ужасную картину - рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду палачей одели рабочих местные власти, чтобы придать этому страшному разрушению символический богоборческий характер. Известно, что Бог есть Троица, а снятие куполов Троицкого собора это, по убеждению бездуховных властей, символическая казнь самого Бога. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. До настоящего времени сохранилось на чердаке перестроенного храма, в оставшихся после разборки нижних частях барабанов, изображение святых евангелистов, у которых выколоты глаза и нарисованы рога.
Прекрасно выполненные в академическом стиле, покрытые сусальным золотом, иконы трех иконостасов собора рабочие рубили и пилили на дрова. Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасенные иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковь св. вмц. Параскевы.
Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 г к 8-му пленуму Горсовета. Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра. В результате собор утратил свое градообразующее значение, историко-художественную значимость, перестал быть духовным центром городской жизни. В 1935 г. в результате "благоустройства" центральной части города, были разобраны башни ограды.
Рядом с собором находилась трехъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII века - переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1918 г. колокольня была капитально отремонтирована. Но вскоре был поставлен вопрос об уничтожении соборной колокольни.
По рассказам местных жителей известно, что уничтожение колокольни главных соборов было запрещено, т.к. она являлась архитектурным памятником. Тогда, по указанию местной власти на негативе фотографии колокольни была проведена линия, которая на отпечатанной фотографии похожа была на трещину. Тем самым городские власти добились разрешения на ее разрушение. Колокольню взорвали, но, упав на землю, она не развалилась. С большим трудом ее разобрали на кирпич. Это произошло в 1932 г. На месте колокольни в 1936 г. был установлен памятник С.М. Кирову. Кирпич от разрушенных церковных зданий был использован на строительство двух жилых четырехэтажных зданий на ул. Подбельского (Богородицкая).
Инженер-строитель С. П. Шишунов, автор проекта реконструкции здания Троицкого собора в городской театр, в 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян. Известно, что тракторист, который срывал тросом главный купол собора, после этого умер, а вскоре умерли его жена и дочь.
Сегодня: В здании Троицкого собора стало традиционным проведения Лядовского фестиваля; и организаторы не хотят прислушаться к просьбам проводить этот нужный и важный фестиваль классической музыки в другом Доме культуры. Но ведь православные жители тоже хотят побывать на этом мероприятии (очень крупном для г.Боровичи), а место проведения фестиваля не позволяет сделать им этого. Уважаемые культурные работники не понимают, что сводят "на нет" все свои усилия по приобщению к прекрасному только лишь тем, что делают это в здании главного храма города. Веру и историческую память народа уничтожить невозможно.
Опрос общественного мнения, проведенный в 2000 году, показал, что жители г. Боровичи искренне хотят, чтобы собор вернули Русской Православной церкви. Были собраны подписи четырЈх тыс. боровичан в поддержку возвращения собора РПЦ. Группой верующих были поданы прошения в Администрацию г. Боровичи (I2.05.2000г;11;I2;2001 г); в Управление государственного контроля и использования памятников истории и культуры Новгородской области (23.03.2001 г.); в Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области ( 23.03.2001г.) губернатору Новгородской области М. М. Прусаку ( 15.03.2001г.).
В 2001 году Председатель комитета Культуры, кино и туризма области Шубин Ю.А. на наше обращение о передаче Троицкого собора разъясняет: " …сеть учреждений культуры города Боровичи не обеспечивает потребностей населения в культурном обслуживании согласно нормативам...поэтому используется уникальное помещение храма как концертная площадка.." Здесь же читаем: "Постановлением Администрации г.Боровичи и Боровичского района N10 от 12.01.2001 ликвидировано муниципальное учреждение культуры "Центр культуры и досуга "Дружба"
Соответственно, прекратили существование и творческие коллективы, работающие в этом учреждении культуры". Почему ликвидировано" Ведь первые обращения верующих о передаче Троицкого собора в ведение Русской Православной Церкви уже поступили в Администрацию города. Кроме того, к прошению от 12 мая 2000 г.
К депутатам г.Боровичи и Боровичского района прилагались подписи 4000 горожан в поддержку возвращения собора РПЦ.
Почему прекратили" Ведь "…сеть учреждений культуры города Боровичи не обеспечивает потребностей населения в культурном обслуживании согласно нормативам.."
Официальное мнение по поводу здания Троицкого собора таково: "Это единственное учреждение культуры, чьи возможности позволяют реализовать концертные программы, кинопоказы, проводить иные зрелищные мероприятия…" (из ответа А.В.Крупкина губернатору области от 23.04.01 г.) Но это "единственное учреждение культуры" в "техническом отношении находится в неудовлетворительном состоянии" (из ответа председателя комитета культуры, кино и туризма области Шубина Ю.А.от 12.04.2001).
В акте технического состояния от 03.06.1998 (!) года заключение комиссии гласит: "…В первую очередь, следует сделать ремонт кровли…". В 2001 (!) году глава города и района Крупкин А.В. в ответ на обращение пишет: "…сейчас мы изыскиваем пути ремонта кровли здания и его фасада (""")".
Что касается "единственного учреждения культуры" нужного для города масштаба. Есть в городе РДК (культурно-оздоровительный центр "Ровесник"), Дом Молодежи, культурный центр "Досуг" (бывшее муниципальное учреждение культуры "Центр культуры и досуга "Дружба"), Дом Культуры ОАО "БКО", а также ряд культурных учреждений, которые располагаются в микрорайонах города.
С января 2002 года выпускается газета "Боровичский Троицкий Листок"
14 января 2003 года общим собранием православных верующих было принято решение о создании Боровичской городской общественной организации "За сохранение здания Боровичского Троицкого Собора и возвращение его Русской Православной Церкви" (без регистрации юридического лица). В марте организация открывает свой сайт www.borovishi.narod.ru
26 марта 2003 г.было подано повторное прошение губернатору области Прусаку М.М., главе города Боровичи и района Крупкину А.В., депутатам городской Думы ; 31 марта 2003 года - полпреду президента по Северо-Западному федеральному округу Матвиенко В.И., председателю правительства Касьянову М.М. и министру культуры РФ Швыдкому М.Е. с просьбой решить данный вопрос.
Остается верить, что пошлет Господь благую мысль нашим руководителям об освобождении главного собора Боровичей - Свято-Троицкого. Ведь храм должен стать тем, для чего он строился. А строился он отнюдь не для культурных развлечений, а для молитвы. Любой храм возводится для того, чтобы молится за благополучие того места, где он находится.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: "Чем больше будет в государстве храмов, тем меньше понадобится тюрем".
Мы стремимся за впечатлениями в дальние и ближние страны, сопереживаем, глядя на чужие камни, события глубокой древности. А реликвии истории - рядом. Надо только нагнуться и поднять их, что бы очистить от праха забвения. Завтра"...
Боровичская городская общественная организация "За сохранение здания Боровичского Троицкого Собора и возвращение его Русской Православной Церкви"
Исполнительный директор Екатерина Григорьевна Тейсар
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 10:30
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 10:22
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от РОНОЛ
20.04.2024 10:20
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22