ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЖДЕТ ПРАВДЫ

Общество 
0
191
Время на чтение 9 минут

На прошедшей неделе в научной жизни России произошло весьма знаменательное событие. В Российской академии наук прошла конференция на тему "Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства". В числе организаторов солидного научного форума Институт Российской истории РАН, Администрация Президента РФ, Историко-правовая комиссия Русской Православной Церкви, Фонд по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова), Министерства культуры и образования РФ. В Оргкомитет, сопредседателями которого были директор ИРИ, член-корреспондент РАН профессор А.Н.Сахаров и Председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви и Макарьевского фонда митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, вошли как известные ученые-историки, так и представители Церкви - Председатель комиссии по канонизации святых при Священном Синоде митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и главный редактор журнала "Исторический вестник" иеромонах Митрофан (Шкурин).
Казалось бы обычное дело в наше время. В сознании современного российского общества религия и церковь перестали быть изгоями. Для людей сколько-нибудь адекватно представляющих окружающий мир, приходит понимание, что без Русской Православной Церкви "обустроить Россию" никак не удастся. Политики, а за ними и деятели культуры это уже давно осознали. Тем не менее, если общество в целом решительно приняло Церковь и православную веру, как неотъемлемую составляющую современной России, то традиционно консервативная в России научная мысль не торопилась изменять взгляды.
Такая неторопливость особенно свойственна наиболее идеологизированной части российской науки - истории. И дело тут не в том только, что среди историков немало исследователей собственно истории КПСС, зарабатывавших свой хлеб на коммунистической идеологии. В сознании даже тех ученых, область научных интересов которых никак не соприкасалась с историей партии, устойчиво сохраняется некая внутренняя цензура по отношению к Церкви. В кулуарах конференции одна из участниц рассказывала, что, под идеологическим гнетом, порой нельзя было не только что ввести в научный обиход, но даже упоминать о ряде источников, не вписывающихся в схемы истмата. Очевидно, что без серьезного анализа религиозной составляющей жизни любого народа, невозможно понять его историю. Вульгарное атеистическое отношение к роли Церкви в истории России значительно уменьшало ценность научных работ добросовестных российских историков советского периода. С началом перестройки внешняя цензура спала, и быстро перестроившиеся политики, журналисты, деятели культуры и искусства легко вжились в новые реалии российской жизни. Но для серьезного ученого процесс изменения взглядов даже в маловажном вопросе всегда является болезненным, не говоря о кардинальных изменениях.
В 90-е годы историческая наука, скомпрометированная близостью с комидеологией в советское время, оказалась как бы вне общественных процессов. Этим не замедлили воспользоваться разного рода шарлатаны, выдававшие свои фантазии за серьезные научные разработки. Вслед за Пикулем, запустелую историческую ниву принялись разрабатывать недобросовестные популяризаторы несчастной отечественной истории из "школ" Фоменко, Суворова (?), Радзинского и им подобных. Правда, очень скоро оказалось, что кроме трескотни, ничего путного от этих "исторических школ" ждать нельзя. А без осмысления истории нет и будущего. Только в самое последнее время новые устроители России начинают осознавать, что на одном шкурном интересе, без ясной, понятной народу идеологии государства не построить, формальное конструирование безусловно приведет к очередному краху. Идеологическая схема "Православие, самодержавие, народность" долгое время цементировала российское общество не потому что ее придумали государственные мужи и стали претворять в жизнь, а потому что эта формулировка соответствовала глубинному общественному сознанию.
В последнее десятилетие Россия совершила в духовном плане гигантский шаг вперед, только количественные показатели восстановленных и построенных храмов будут еще долгое время поражать аналитиков. Наверное, будущие исследователей свяжут это возрождение с особенным Божьим благоволением к русскому народу в связи с тысячелетием крещения Руси, конечно обратят внимание на готовность Церкви к такому возрождению, отметят разумное следование царским путем Святейшего Патриарха Алексия II. Но для того, чтобы поднять на массовое возрождение храмов сотни тысяч людей требовалась и понятная мотивация, идеология. Роль такого идеологического камня в основании возрождающейся духовной жизни нашего народа сыграли труды приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка тонко чувствовал свой народ, был близок его еще не ясным чаяниям и сумел сформулировать в ряде своих статей современную русскую идею, зажечь патриотическим духом рассеянное крахом коммунизма русское общество. Безвременная кончина митрополита Иоанна прервала начатую работу, группа его сотрудников рассеялась, но труды владыки не пропали даром. Патриотизм из едва ли не бранного слова середины 90-х, становится важнейшим элементом государственной идеологии новой России. Предложенная в трудах митрополита формула "русский народ, русская вера, русская государственность" оказалась единственно жизнестойкой в бурное время перестройки и не только не растеряла своих сторонников, но и приобрела множество новых.
Вряд ли российской исторической науке по силам разработка такой идеологии, да это и не ее задача, но без серьезного научного анализа обойтись в этом вопросе не удастся. Если и есть слабые стороны в книгах владыки Иоанна, то они связаны как раз с почти совершенным отсутствием современных научных исторических трудов о роли Православия в истории российской государственности и церковно-государственых отношениях. А эти темы как раз и были заявлены уже в самом названии прошедшей конференции. Ряд выступавших на конференции ученых обратили внимание аудитории на малую разработанность столь актуальной темы и благодарили организаторов за, возможно несколько запоздалое, обращение ко всем известной лакуне в современной научной исторической мысли. Знаменательно, что одним из инициаторов конференции выступил Макарьевский фонд - фактически церковная структура, ставящая своей задачей возрождение исторической памяти русского народа. Светская наука уже признала серьезность собственно церковных изысканий в этой области. Один из ведущих российских историков, руководитель Центра истории русского феодализма ИРИ Н.М.Рогожин даже посетовал на малое участие в конференции церковных историков.
Наиболее ясно выразил цель не только прошедшей конференции, но и будущих исторических изысканий митрополит Мефодий в заключительном слове: "Нашему народу нужна правда, он устал от лжи". По завершении конференции всем ее участникам стало ясно, что завязавшийся научный диалог науки и церкви чрезвычайно актуален, работа над поднятыми темами только начинается и, безусловно, требует продолжения. Очередную конференцию посвященную роли Церкви в развитии российского государства сопредседатель прошедшего форума владыка Мефодий предложил провести летом в Воронеже.
Участников конференции приветствовали Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, руководитель Администрации Президента РФ, председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ А.С. Волошин, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, Президент Российской Академии наук академик Ю.С. Осипов, министр культуры РФ М.Е. Швыдкой.
Мы сегодня имеем возможность представить посетителям нашего сайта часть докладов, прозвучавших на пленарном заседании, другие материалы конференции будут опубликованы по мере поступления от авторов на сайте Макарьевского фонда.
Русская линия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.
Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе Российской государственности.

В.С. Христофоров, Начальник Управления регистрации архивных фондов ФСБ РФ
О сотрудничестве архивов ФСБ России с Русской Православной Церковью по реабилитации жертв политических репрессий

М. Е. Бычкова, д.и.н. Институт Российской истории РАН
Роль Русской Православной Церкви в формировании идеи государственной власти России (к. XV - XVII вв.)

Н.М. Рогожин, Руководитель Центра истории Русского феодализма ИРИ РАН, д.и.н., профессор
Роль церкви в формировании и развитии русского центрального епархиального города XVI - XVII вв.

Д.В. Лисейцев, к.и.н., Институт Российской истории РАН
Русская православная церковь и государственность в эпоху Смуты.

Н. В. Синицына, д.и.н. Институт Российской истории РАН
Роль церкви в формировании государственной идеологии и нравственных ценностей общества допетровской России

Администрация Президента
Участникам Международной научной конференции ?Роль Православной Церкви в создании и развитии российского государства?

Рад приветствовать участников и гостей Международной конференции, посвященной истории взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви.
Роль Русской Православной Церкви в становлении российской государственности трудно переоценить. На протяжении столетий она была нравственным ориентиром для многих поколений россиян, тем надежным фундаментом, на котором держалось общество и развивалась культура.
В истории взаимоотношения Церкви и государства были разные периоды. И очень важно, что сегодня авторитет Православной Церкви непрерывно возрастает. Происходит нравственное обновление общества, возрождаются древние христианские святыни.
Уверен, что ваша конференция будет содействовать утверждению исторической правды, окажет позитивное влияние на развитие отечественной исторической науки.
Желаю участникам конференции успехов, благополучия и всего самого доброго.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации А.Волошин


Приветствие Международной научной конференции
?Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства?

Уважаемые участники, гости и организаторы конференции!
Рад приветствовать вас по случаю открытия Международной научной конференции ?Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства?!
Этот научный симпозиум знаменует собой одно из основных направлений сотрудничества Церкви и государства. Глубоко символично, что она проходит в начале XXI века, в новом, третьем тысячелетии от Рождества Христова. Вместе с ушедшим веком закончился чрезвычайно сложный и драматичный период в жизни нашей страны.
Вопросы, которые предстоит обсудить участникам конференции, сегодня являются чрезвычайно важными для нашего государства.
Только объединив усилия Церкви, государственных структур и общественных объединений, взаимно дополняя друг друга, мы сможем преодолеть негативные тенденции в стране и решить многие социальные проблемы.
Считаю, что нынешняя конференция станет действенным шагом к мировоззренческому самоопределению в поиске эффективных путей выхода из духовно-нравственного кризиса поколения. Искренне надеюсь, что вы внесете свой личный вклад в развитие Российского государства.
От всей души желаю вам, уважаемые участники конференции, успешной и плодотворной работы!
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко


Уважаемые участники конференции!

Я рад приветствовать открытие важного научного форума, посвященного истории взаимоотношений Российского государства и Русской Православной Церкви на протяжении долгих веков отечественной истории. Эти отношения во многом были стержневыми для становления и развития российской государственности. Вопросы идеологии, нравственности, духовности, культуры семейных отношений в российском обществе, колонизационные процессы, освоение бескрайних просторов нашей страны были тесно связаны с сотрудничеством Церкви и государства. Русская Православная Церковь оказывала неизменную могучую помощь государству в ключевые, драматические периоды отечественной истории. В нашем многонациональном государстве Русская Православная Церковь всегда играла и играет роль цементирующего начала, объединяющего в едином государственном лоне усилия всех конфессий на пользу страны.
Порой государство и Церковь вступали в закономерные для своего времени противоречия с тем, однако, чтобы по прошествии десятилетий, уже на новом витке отечественной истории вновь обрести единство в целях стабильности России, ее успешного продвижения по цивилизационному пути.
После долгих лет научного забвения объективной истории взаимодействия Церкви и государства эта тема начинает сегодня звучать в полный голос в нашем Отечестве, помогая не только воссоздавать правду истории, но и оказывая мощное духовное воздействие на современное состояние российского общества.
Российскую академию наук и Русскую Православную Церковь связывают не только общие масштабные исследовательские проекты, одним из которых является создание Православной энциклопедии, но и различные общественные контакты, общее участие в работе получившего широкую известность фонда памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
Ваша конференция является свидетельством актуальности темы взаимодействия государства и Православной Церкви в истории страны, ярким примером общих усилий ученых РАН и Православной Церкви в постижении мало исследованных страниц отечественной истории.
Желаю участникам конференции плодотворной работы, результаты которой, уверен, будут содействовать дальнейшему общему государственному строительству России, укреплению ее гражданских и нравственных начал Российского государства и Русской Православной Церкви.

Президент РАН
Академик Ю.С. ОСИПОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03